Роль музыкального воспитания в развитии дошкольников старшей группы. Роль воспитания в музыкальной деятельности Роль музыкальной деятельности в воспитании дошкольника
В организации процесса музыкального воспитания главная роль традиционно отводится музыкальному руководителю - педагогу, обладающему специальной музыкальной подготовкой. Музыкальный руководитель отвечает за правильную постановку музыкального воспитания детей. Он занимается музыкально-педагогическим просвещением своих коллег, способствует организации музыкально-художественной среды, в которой работает педагогический коллектив, проводит работу, связанную с тем, чтобы музыка постоянно присутствовала в повседневной жизни детского сада. Музыкант-педагог осуществляет взаимодействие с родителями:
■ оказывает помощь в организации домашней фонотеки;
Вместе с тем организация процесса музыкального воспитания дошкольников невозможна без активного соучастия в этом воспитателя, который хорошо знает своих воспитанников, особенности их семейного воспитания, может дать психолого-педагогическую характеристику каждому ребенку и группе в целом, что позволяет ему выдвинуть общеразвивающие цели и задачи. Поэтому музыкальный руководитель должен ориентироваться на педагогов в вопросах воспитания и развития детей, прислушиваться к исходящей от них оценке способностей ребенка, описанию индивидуальных детских музыкальных проявлений.
В связи со сказанным в настоящее время говорится (Т. Торяник и др.) не о подчиненной позиции воспитателя в вопросах музыкального развития ребенка, а о личностно-равноправной позиции, что выдвигает к нему ряд требований.
Прежде всего у воспитателя должна быть сформирована готовность к музыкальному развитию дошкольников, предполагающая владение твердыми навыками элементарного музыкального исполнительства (пение детских песен, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах) и способность организовать музыкально-дидактические игры.
В этой ситуации музыкальному руководителю не нужно учить воспитателя (что, впрочем, и невозможно сделать за короткое время, отведенное на консультации), а необходимо лишь актуализировать его музыкальный опыт (в противном случае музыканту-педагогу все проще сделать самому и привлекать воспитателя только для поддержания
Окончание таблицы
дисциплины). Только в этом случае музыкальный руководитель и воспитатель будут дополнять усилия друг друга, произойдет распределение их функций и зон деятельности.
Роль педагога в процессе музыкального воспитания меняется в зависимости от возраста детей, вида музыкальной деятельности и формы ее организации.
Воспитатель является активным помощником музыкального руководителя в организации праздников, в проведении игр и развлечений. Но прежде всего он отвечает за постановку музыкального воспитания в своей группе. От него во многом зависит, чтобы музыка вошла в жизнь детей, стала их потребностью.
Особо важную роль играет воспитатель при руководстве самостоятельной музыкальной деятельностью детей в их повседневной жизни.
Он создает условия, способствующие возникновению музыкальной деятельности детей по их собственной инициативе - музыкальную зону в группе, атрибут, пособия и т.д., организует и поддерживает возникающие по инициативе детей песни, игры, вводит музыку на утренней гимнастике и на других занятиях. Это позволяет также закреплять навыки и умения, полученные детьми на занятиях и осуществлять преемственность между музыкальными занятиями и другими звеньями комплексного процесса музыкального воспитания и развития детей.
Воспитатель помогает музыкальному руководителю в проведении занятий. При этом его функции в каждой из возрастных групп различны, а степень его активности на занятии обусловлена возрастом детей и теми конкретными задачами, которые стоят на данном занятии (Е.А.Дубровская и др.).
Наибольшая роль воспитателю отводится в тех разделах занятия, которые связаны с музыкально-ритмической деятельностью (упражнения, танцы, игры), меньшая - в разделе «Слушание музыки».
Младшая Воспитатель является активным участником
группа педагогического процесса на музыкальном занятии: он
поет вместе с детьми, следит за правильной позой детей, помогает им при выполнении различных действий. Чем младше дети, тем активнее приходится быть воспитателю - оказывать помощь каждому ребенку, наблюдать, кто и как проявляет себя на занятии
Средняя Самостоятельность детей возрастает и функции
группа воспитателя становятся иными. Он действует лишь
Средняя группа |
по необходимости, зачастую в косвенной форме напоминает, показывает отдельные фрагменты песен, танцев, оценивает деятельность детей
Старшая Детям предоставляется больше самостоятельности,
и подгото- но все же помощь воспитателя необходима. Он
вительная осуществляет в основном контроль за поведением детей
группы и за качеством исполнения
Таким образом, лишь тесный педагогический контакт музыкального руководителя и воспитателя может дать положительный результат в организации музыкального воспитания дошкольников.
Для успешного выполнения задач музыкального воспитания детей и квалифицированной организации музыкальной деятельности в группе воспитатель должен (Е.А.Дубровская, Г. А. Праслова и др.):
■ знать теорию и методику музыкального воспитания детей;
■ знать программные требования в области музыкального воспитания детей;
■ знать музыкальный репертуар своей группы;
■ знать методы диагностики музыкального развития детей и уметь оказывать помощь музыкальному руководителю в ее проведении;
■ обладать развитой музыкальной культурой, владеть общими сведениями по музыкальной грамоте, музыкальной литературе;
■ владеть музыкально-исполнительскими навыками (в области
ритмики, пения, игры на детских музыкальных инструментах) и
методикой проведения игр.
Организация работы по музыкальному воспитанию на этих основаниях позволит обеспечить компетентность педагогического воздействия на детей (схема 33).
ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ
Роль музыкального воспитания в развитии ребенка дошкольного возраста
Григорьева Анна Ивановна,
педагог дошкольного образования ДОУ Детский сад № 44 станицы Васюринской Динского района Краснодарского края.
Становлению музыкальной культуры детей дошкольного возраста придаётся огромное значение в современных педагогических исследованиях. На развитие теории и практики музыкального воспитания дошкольников в нашей стране оказали значительное влияние взгляды ведущих педагогов и психологов России В. М. Бехтерева, П. П. Блонского, Л. С. Выготского, П. Ф. Каптерева.
Приобщение детей дошкольного возраста к миру музыки оказывает воздействие на формирование ценностного отношения к искусству и окружающей действительности, способствует личностному развитию. Одним из компонентов человеческой культуры является воспитание. Музыка в свою очередь обладает широким диапазоном воспитательного воздействия на детскую личность. Детские музыкальные впечатления способствуют развитию эмоциональных центров мозга, активизируя умственную деятельность, что важно для интеллектуального развития дошкольника.
Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для реализации индивидуальных творческих проявлений в музыкальной деятельности. Большое значение имеет то окружение, в котором растет ребенок, особенно в первые годы жизни.
Особая роль в учебно-воспитательном процессе принадлежит семье, которая имеет решающее значение в формировании личности ребенка. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии. Важно, чтобы уже в первые годы жизни рядом с ребенком оказался взрослый, который смог бы раскрыть перед ним красоту музыки, дать возможность ее прочувствовать. Семья является первой и наиболее значимой ступенькой для вхождения маленького человека в мир музыки. Чем выше музыкальная, социальная культура взрослых членов семьи, тем более адекватно оценивают они эмоциональную сферу своих детей, тем содержательнее становится музыкальное воспитание ребенка.
Музыкальные способности детей проявляются у каждого по-разному. У некоторых уже на первом году жизни ярко выражены - ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма, это свидетельствует о музыкальности; у других детей - позже, труднее. Наиболее сложно развиваются музыкально - слуховые представления - способность воспроизводить мелодию голоса, точно ее, интонируя, или подбирать ее по слуху на музыкальном инструменте. Но отсутствие раннего проявления способностей, не является показателем слабости или тем более отсутствие способностей . Раннее проявление музыкальных способностей наблюдается, как правило, именно у детей, получающих достаточно богатые музыкальные впечатления.
В процессе своего развития ребенок усваивает не только содержание культурного опыта, но и приемы, формы культурного поведения, культурные способы мышления .
Музыкальное искусство играет огромную роль в процессе воспитания духовности, культуры, чувств, развитие эмоциональной и познавательной сторон личности человека.
«Только развивая эмоции, интересы, вкус ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить ее основы. Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной деятельности будет сформировано музыкально-эстетическое сознание, это не пройдет бесследно для последующего развития человека, его общего духовного становления» .
Музыкальные занятия являются важным этапом музыкального воспитания детей. В результате ребенок приобретает самый большой, в сравнении с другими видами деятельности, объем музыкальных впечатлений; развивается музыкальное восприятие - мышление. Для полноценной реализации музыкально-педагогическойпрограммы необходимо проведение праздников, досугов, развлечений музыкального направления.
Знакомство ребенка в дошкольном учреждении с многообразной музыкой - классической, народной, разных стилей и эпох, созданной композиторами специально для детей, развивает у дошкольника интерес и любовь к музыке, и как результат создает предпосылки для дальнейшего формирования основ музыкальной культуры и успешного развития музыкальных способностей.
Важным определяющим фактором образовательной среды является педагог. От уровня и качества его подготовки во многом зависит успех образовательного процесса, в особенности для детей дошкольного возраста. В связи с этим современному педагогу, воспитателю необходимо понимать язык музыкального искусства, уметь раскрыть красоту музыки и ее своеобразие детям, пробуждая их самостоятельность и активность в разных видах музыкальной деятельности.
Существенным показателем развития учебно-воспитательного процесса является возникновение новых, прогрессивных идей и тенденций совершенствования: содержания, форм, средств и методов обучения, на основе которых возникают новые теоретические положения, дающие обоснование и направление для оптимальных педагогических действий .
Актуальным и значимым для современной музыкальной педагогики остается поиск действенных механизмов музыкального воспитания; разработка инновационных авторских методик музыкального образования и воспитания, а также глубокое осмысление состояния музыкального воспитания в России.
Литература
1. Бехтерев В.М. Избранные труды по психологии личности в двух томах. Т. 1: Психика и жизнь. Т. 2: Объективное изучение личности. Серия: Российские психологи: Петербургская научная школа. 1999.
2. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения в 2-х тома. М. Педагогика 1979г.
3. Выготский Л. С. Проблема культурного развития ребенка (1928) // Вестн. Московского университета. Сер. 14, Психология. 1991. N 4.
4. Лихачев Б.Т. Простые истины воспитания. - М. 1983.
5. Морева Н. Вопросы музыкального воспитания в психолого-педагогической теории// Дошкольное воспитание, 1998 № 2.
Вопрос о музыкальном воспитании детей на протяжении долгого времени остается актуальным. Стремясь к воспитанию современного человека, необходимо позаботиться о развитии его эстетической восприимчивости, о том, чтобы он умел использовать в своей жизни и деятельности переживания, получаемые от общения с искусством.
Нельзя говорить об эстетическом воспитании без учета возрастного развития человека. С раннего детства у ребенка воспитывается способность воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и искусстве, стремление самому участвовать в создании прекрасного. Музыкальное искусство, непосредственно и сильно воздействующее на человека уже в первые годы его жизни, занимает большое место в его общем культурном развитии. Музыка близка эмоциональной натуре ребенка. Под влиянием музыки развивается его художественное восприятие, богаче становятся переживания.
Учитывая огромное влияние музыки на жизнь человека, мы должны позаботиться о том, чтобы привлечь детей к музыке, показать детям всю красоту и разнообразие этого вида искусства. Для того, чтобы привлечь детей к музыке, мы должны как можно раньше познакомить детей с ней, определить их музыкальные задатки и способности. Многими учеными было доказано, что музыкальные задатки и способности проявляются активнее и ярче в раннем возрасте. Наша задача состоит в том, чтобы как можно раньше обнаружить у ребенка эти задатки и способности и начать развивать их.
Ведущие черты развиваются в результате внешнего влияния на личность, ее внутренний мир. Процесс образования должен быть не столько процессом передачи предметных образцов, сколько процессом управления развитием личности. Психология и педагогика утверждают, что способности личности формируется и развивается в деятельности. Через деятельность у дошкольника формируется и выражается тип отношения к миру. Музыкальная деятельность дошкольника синкретична. Генезис развития музыкальной деятельности в дошкольном возрасте обусловлен общими закономерностями развития ребенка в этот период.
Становление музыкальной деятельности дошкольников проходит ряд этапов: музыкально-предметная деятельность, когда интерес ребенка вызывают игрушки и инструменты, издающие звуки; музыкально-игровая деятельность, когда музыка становится источником обогащения опыта эмоциональных отношений и переживаний, что позволяет обогащать социальные отношения в игре и общении, поскольку любой вид музыкальной деятельности на этом этапе, будь то пение или слушание музыки, для ребенка -- игра.
Решению вопросов музыкального воспитания детей дошкольного возраста в наибольшей степени способствует игровая деятельность. С точки зрения ученых, осуществлять процесс музыкального воспитания в этом возрастном периоде позволяют формы обучения, создающие условия для производства игровой деятельности.
В психологической концепции игровой деятельности, развитой в работах А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, В.Н. Мясищева, игра определяется как деятельность, предмет и мотив которой лежат в самом процессе ее осуществления. Игровая деятельность характеризуется процессами сознательной организации способа осуществления деятельности, которые основываются на рефлексии и активных поисковых действиях по поводу содержания ролей, игровых функций или сюжета.
Огромная роль в развитии ребенка принадлежит игре - важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
Игра - явление многогранное, ее можно рассматривать как особую форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности коллектива. Столь же много оттенков появляется с игрой в педагогическом руководстве воспитательным процессом. Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения всевозможных игр.
На основании вышесказанного, актуальность работы обусловлена значимостью проблемы организации игровой деятельности и её влияния на развитие личности ребенка; а также значением данного процесса в музыкальном воспитании дошкольников.
Вышесказанное также определило тему дипломного исследования: «Роль игровой деятельности в музыкальном воспитании дошкольников».
Объект исследования - процесс музыкального воспитания дошкольников.
Предмет исследования - музыкальное воспитание дошкольников посредством игровой деятельности.
Цель исследования - определить и научно обосновать роль и значение игровой деятельности в процессе музыкального воспитания дошкольников.
В соответствии с объектом, предметом, целью поставлены следующие задачи исследования:
Изучить психолого-педагогическую, методическую и музыкально-педагогическую литературу по проблеме исследования.
Рассмотреть и научно обосновать роль и значение игровой деятельности в музыкальном воспитании дошкольников.
Определить и предложить к использованию наиболее приемлемые формы игровой деятельности с целью музыкального воспитания детей.
Обосновать целесообразность применения материалов исследования в практической работе.
Методы исследования определялись в соответствии с целью и задачами работы: анализ психолого-педагогической литературы, педагогическое наблюдение, обобщение педагогического опыта, метод сравнительного анализа, сопоставление, формирование выводов, а также - исследовательские беседы; опросы по вопросам исследуемой темы.
Методологическая основа исследования:
научные исследования отечественных психологов по проблеме развития личности (Б.Г. Ананьева, В.В. Богословского, А.Н. Леонтьева, К.К. Платонова, Е.И. Рогова, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова и др.)
труды отечественных педагогов (Ю.К. Бабанского, В.И. Загвязинского, А.С. Макаренко, Б.М. Неменского, И.П. Подласого, К.Д. Ушинского, и др.);
психолого-педагогическая концепция игровой деятельности (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Т.А. Маркова, В.Н. Мясищев, Б.П. Никитин, Д.Б. Эльконин, М.Г. Яновская и др.);
теория музыкально-эстетического развития личности (Э.Б. Абдуллин, О.А. Апраксина, Л.Г. Арчажникова, Н.А. Ветлугина, Г.М. Цыпин, В.Н. Шацкая).
Практическая значимость заключается в возможности использования полученных результатов исследования в работе педагогов-практиков.
Структура дипломной работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Во введении обоснована актуальность исследуемой темы; определены объект, предмет; сформулирована цель и задачи исследования; представлены методы исследуемой проблемы, структура работы.
В первой главе раскрываются психолого-педагогические аспекты музыкального воспитания детей дошкольного возраста - проводится ретроспективный анализ проблемы, даны сущностные характеристики основных положений и понятий, рассмотрена специфика детской музыкальной деятельности в дошкольном возрасте.
Вторая глава посвящена практическому аспекту раскрытия темы исследования - рассмотрению возможности реализации музыкального воспитания дошкольников посредством игровой деятельности. Раскрыты содержательные характеристики; виды и формы игры, определена специфика игровой деятельности в музыкально-педагогическом процессе, предложены формы работы по музыкальному воспитанию дошкольников в различных видах игровой деятельности.
В заключении сведены результаты проведенного исследования.
Список литературы включает 44 наименования: труды в области педагогики, психологии, музыкальной педагогики и методики.
Основной задачей формирование личности ребенка является всестороннее и гармоническое развитие ребенка. Эту задачу выполняет музыкальное воспитание. Н.К. Крупская так характеризует значение искусства в воспитание личности ребенка: «Надо помочь ребенку через искусство глубже осознавать свои мысли и чувства, яснее мыслить и глубже чувствовать..» Педагогика, опираясь на эти положения, определяет понятие музыкального воспитания и развития. Основной задачей формирование личности ребенка является всестороннее и гармоническое развитие ребенка. Эту задачу выполняет музыкальное воспитание. Н.К. Крупская так характеризует значение искусства в воспитание личности ребенка: «Надо помочь ребенку через искусство глубже осознавать свои мысли и чувства, яснее мыслить и глубже чувствовать..» Педагогика, опираясь на эти положения, определяет понятие музыкального воспитания и развития.
Музыкальное воспитание на ребенка, это целенаправленное формирование личности ребенка путем воздействия музыкального искусства, формирование интересов, потребностей, эстетического отношения к музыке.
Музыкальное развитие на ребенка это результат формирование личности ребенка в процессе активной музыкальной деятельности. Многие учёные и педагоги считают, что чувство музыкального ритма не поддаётся воспитанию и развитию (Л.А.Бренбойм, К.Сишор, Н.А.Ветлугина и др.).
Задачи музыкального воспитания формирование личности ребенка, подчинены общей цели всестороннего и гармонического воспитания личности ребенка и строятся с учетом своеобразия музыкального искусства и возрастных особенностей дошкольников.
1. Воспитывать любовь к музыке. Эта задача решается путем развития восприимчивости, музыкального слуха, которые помогают ребенку острее почувствовать и осмыслить содержание услышанных музыкальных произведений.
2. Обобщать музыкальные впечатления детей. знакомить их с разнообразными музыкальными произведениями.
3. Знакомить детей с элементами музыкальных понятий, обучать простейшим практическим навыкам во всех видах музыкальной деятельности, искренности исполнения музыкальных произведений.
4. Развивать эмоциональную отзывчивость. Сенсорные способности, чувства ритма, формировать певческий голос и выразительность движений.
5. Содействовать возникновению и первоначальному проявлению музыкального вкуса на основе полученных впечатлений и представлений о музыке, сначала формируя изобразительное, а затем оценочное отношение к музыкальным произведениям.
6. Развивать творческую активность во всех доступных детям видах музыкальной деятельности: передачи характерных образов в играх и хороводах, использование выученных танцевальных движений, импровизации маленьких песен, попевок, инициативу и стремление применять выученный материал в повседневной жизни, музицировать. Петь и танцевать.
Музыкальное воспитание имеет важное значение в эстетическом и нравственном становление и формирование личности ребенка. Средствами музыкальности дети приобщаются к культурной жизни, знакомятся с важными общественными событиями. В процессе восприятия музыки у детей развивается познавательный интерес, эстетический вкус, расширяется кругозор.
Дети, которые играют на музыкальных инструментах, обычно грамотнее других. Музыка даёт и образное мышление, и пространственное представление, и привычку к ежедневному кропотливому труду.
Начать заниматься с детьми стоит уже с четырехлетнего возраста. Регулярные занятия музыкой улучшают память и стимулируют умственное развитие детей, утверждают канадские ученые. Им удалось получить первые доказательства существования связи между занятиями музыкой и умением концентрировать внимание.
Но, несмотря на все неудобства, которые доставляет начальный этап обучения детей игре на музыкальных инструментах, предыдущие поколения родителей старались обязательно дать детям музыкальное воспитание. Так как занятия музыкой требуют не только непрестанного труда и волевых усилий детей, но и несокрушимого родительского терпения, профессионалами из них становились единицы, но учили все-таки всех или почти всех и считали это необходимым.
Уже известно, что раннее многих других человеческих способностей выявляются музыкальные способности. Два основных показателя музыкальности, эмоциональная отзывчивость и музыкальный слух, проявляются в первых же месяцах жизни ребенка. Малыш способен эмоционально откликаться на веселую или спокойную музыку. Он сосредотачивается, затихает, если слышит звуки колыбельной. Когда же раздается веселая, плясовая мелодия, меняется выражение его лица, оживляется движением.
Исследованиями установлено: ребенок способен различать звуки по их высоте уже в первые месяцы своей жизни. Особенно очевиден этот факт, у тех, кто стали профессиональными музыкантами. Поразительные способности проявил Моцарт в четыре года, он играл на органе, скрипке, в пять лет, создавал первые сочинения.
Цель влияния музыки на воспитание детей - это приобщение к музыкальной культуре в целом. Влияние музыки на формирование личности ребенка в развитии творческой деятельности детей очень велико. Музыка, как и любое искусство, способна воздействовать на всесторонние развитие личности ребенка, побуждать к нравственно эстетически ми переживаниям, вести к преобразованию окружающего, к активному мышлению. Общее музыкальное воспитание должно отвечать основным требованиям: быть всеобщем, охватывающим всех детей и всесторонним, гармонично развивающим все стороны формирование личности ребенка.
Музыкальный опыт детей еще очень прост, но он может быть достаточно разнообразным. Почти все виды музыкальной деятельности в самых первоначальных основах доступны детям и правильной постановки воспитания обеспечивают разносторонность их музыкального их музыкального и общего развития на личность ребенка. Через воспитание эстетического отношения к окружающей жизни, через развитие способностей, эмоционально сопереживать, через разнообразие чувств и мыслей, выраженных в произведениях, ребенок входит в образ, верит и сам действует воображаемой ситуации. Влияние музыки побуждает его к «дивной способности радоваться за других, переживать за чужую судьбу, как за свою».
Ребенок, общаясь с музыкой, развивается всесторонне, совершенствуется физический облик ребенка, устанавливаются гармонические связи. В процессе пения развивается на только музыкальный слух, но и певческий голос, а, следовательно, и голосовой двигательный аппарат. Музыкально ритмические движения побуждают к правильной осанке, координации движений, их гибкости и пластичности.
Ребенок способен чувствовать характер, настроение музыкального произведения, сопереживать услышанному, проявлять эмоциональное отношение, понимать музыкальный образ, замечать хорошее и плохое, приобщатся тем самым к различным видам художественной деятельности. Дети также способны вслушиваться, сравнивать, оценивать наиболее яркие и понятные музыкальные явления.
Влияние музыки, непосредственно воздействует на чувство ребенка, формирует его моральный облик. Воздействие музыки бывает подчас более сильным, чем уговоры или указания. Ознакомляя детей с произведениями различного эмоционального образовательного содержания, мы побуждаем их к сопереживанию. Песня о родном крае побуждает чувство любви к Родине. Хороводы, песни, танцы разных народов вызывают интерес к их обычаям, воспитывают интернациональные чувства. Жанровое богатство к музыки помогает воспринять героические образы и лирическое настроение, весёлый юмор и задорные пляски. Разнообразные чувства, возникающие при восприятие музыки, обогащают переживания детей, их духовный мир.
Решению воспитательных задач во многом способствуют коллективное пение, танцы, игры, когда дети охвачены общими переживаниями. Пение требует от участников единых усилий. Общие переживания создают благотворную почву для индивидуального развития. Пример товарищей. Общее воодушевление, радость исполнения активизируют робких, нерешительных детей. Для избалованного вниманием, изменение самоуверенного, успешного выступление других детей, служит известным тормозом отрицательных проявлений. Такому ребенку можно предложить оказать помощь товарищам, воспитывая тем самым скромность и одновременно развивая индивидуальные способности. Занятия музыкой влияют на общую культуру поведения дошкольника. Чередование различных занятий, видов деятельности (пения, слушание музыки, игры на детских музыкальных инструментах, движения под музыку и т.д.) требует от детей внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, проявление волевых усилий: исполняя песню, вовремя начать и закончить её; в танцах, играх уметь действовать, подчиняясь музыке, удерживаясь от импульсивного желания быстрее побежать, кого то перегнать. Всё это совершенствует тормозные процессы, влияют на волю ребенка.
Именно поэтому, музыка и искусство, уже в силу своей внутренней природы должны быть составной частью любого воспитания, а для этого они должны стать частью образования каждой личности.
В связи с выявлением важной роли музыки в формировании личности ребёнка, становится очевидным целесообразность использования музыки в воспитании и обучении для гармоничного развития ребёнка и в качестве вспомогательного средства для развития памяти, образного мышления и концентрации внимания. Для выявления особенностей влияния музыки на развитие детей с нарушениями слуха, необходимо сначала изучить влияние музыки на развитие детей с нормальным слухом, чтобы выявить различия.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 49»
Роль музыкальной деятельности в эстетическом воспитании дошкольников
Выступление на родительском собрании
Музыкальный руководитель:
Белова Е.А.
Саранск 2012
Эстетическое воспитание в детском саду осуществляется под влиянием действительности (природы, быта, труда и общественной жизни) и искусства (музыки, литературы и театра). Формы организации эстетической деятельности детей разнообразны: игры, занятия, экскурсии, праздники и развлечения.
Педагогика определяет эстетическое воспитание как развитие способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и искусстве.
Особая роль в эстетическом воспитании отводится искусству. Ребёнок входит в мир искусства, знакомясь с творчеством разных народов, музыкой и танцами, спектаклями кукольного театра и т. д.
Но для того, чтобы научиться понимать прекрасное в искусстве и жизни, необходимо пройти длинный путь накопления элементарных эстетических впечатлений, зрительных и слуховых ощущений, необходимо определённое развитие эмоциональных и познавательных процессов.
Задачи эстетического воспитания в музыкальной деятельности детей решаются постепенно, от простого и элементарного (у малышей) до сложного (у старших дошкольников).
Задачи эти таковы:
- Систематически развивать восприятие прекрасного, эстетические чувства, представления детей. Вызывать у детей эмоциональную отзывчивость, радость, волнение.
- Приобщать детей к деятельности в области искусства, обучая их первоначальным музыкальным знаниям, практическим умениям.
- Формировать основы эстетического вкуса и способность самостоятельно оценивать произведения искусства.
- Развивать художественно-музыкально-творческие способности детей. Их деятельность, связанная с искусством, всегда должна быть непринуждённой, насыщенной радостным устремлением, творческим воображением, инициативой.
Если для малышей достаточно понимать и эмоционально откликаться на песни, подпевать за воспитателем несложные песенки, прислушиваться к звукам музыки, приучаться танцевать, то в старшем дошкольном возрасте, слушая музыку, дети должны не только эмоционально воспринимать содержание музыкального произведения, но и улавливать связь между содержанием и средствами выразительности (например: весёлая плясовая музыка звучит быстро, весело, отчётливо, громко), узнавать знакомые произведения, запоминать новые и сравнивать их с уже знакомыми. Такие же усложнения происходят и в песенной, и в танцевальной деятельность детей.
Успех всей работы по эстетическому воспитанию во многом определяется тем, какие методы используются, а так же как учитываются индивидуальные способности детей и уровень их общего развития.
Музыка для ребёнка – мир радостных переживаний. Поэтому нужно развивать у детей музыкальный слух, способности и эмоциональную отзывчивость.
Дети способны осмыслить музыку, сделать простейшие обобщения – определить, например, характер музыки, назвать признаки, по которым пьесу можно считать весёлой, радостной, спокойной или грустной. Детям понятны требования: как надо спеть различные по характеру песни, как двигаться в спокойном хороводе или в подвижной пляске. Уже в дошкольном возрасте складываются музыкальные интересы: отдаётся предпочтение тому или другому виду деятельности, жанру музыки, а к 6-7 годам наблюдается первоначальное проявление художественного вкуса – способность дать оценку произведениям и их исполнению.
Действия детей на музыкальных занятиях направлена на выполнение учебных и творческих заданий. Они усваивают исполнительские навыки и импровизируют собственные незатейливые мелодии, а при исполнении различных танцев стремятся по-своему передать различные танцевальные движения, музыкальные игровые образы.
Разностороннее развитие личности ребёнка обеспечивается благодаря тесной взаимосвязи эстетического воспитания с нравственным, умственным и физическим. На музыкальных занятиях активизируется также познавательная и умственная деятельность. Дети о многом узнают, внимательно слушая произведения, слушая рассказ о них и их авторов. Это умственные действия обогащают и расширяют сферу чувств и переживаний ребёнка и придают им осмысленность.
Чтобы достичь гармоничности музыкально-эстетического воспитания, используются все виды музыкальной деятельности, доступные дошкольному возрасту, активизируются все творческие возможности дошкольников.
Итак, задачи эстетического воспитания в музыкальной деятельности дошкольников решаются посредствам выполнения ряда специфических задач, характерных именно для музыкального искусства:
- Воспитывать любовь и интерес к музыке. Развитие эмоциональной отзывчивости и восприимственности даёт возможность использовать воспитательное воздействие музыки.
- Обогащать впечатления детей, знакомя их с разнообразными музыкальными произведениями и используемыми средствами выразительности.
- Приобщать детей к разнообразным видам деятельности, формируя восприятие музыки и простейшие исполнительские навыки в области пения, ритмики, игры на детских музыкальных инструментах, развивать элементарную музыкальную грамотность. Всё это позволит детям действовать осознанно, непринуждённо, выразительно.
- Развивать общую музыкальность детей (сенсорные способности, ладо-высотный слух, чувство ритма и др.), формировать певческий голос и выразительность движений. Если в этом возрасте ребёнка обучают и приобщают к активной практической деятельности, то происходит становление и развитие всех его способностей.
- Содействовать первоначальному развитию музыкального вкуса. На основе полученных впечатлений и представлений о музыке проявляется сначала избирательная, а затем оценочное отношение к исполняемому произведению.
- Развивать творческое отношение к музыке посредством передачи образов в музыкальных играх и хороводах, а также импровизации попевок и комбинировании знакомых танцевальных движений. Это помогает выявлению самостоятельности, инициативы, стремления использовать в повседневной жизни выученный репертуар, музицировать на инструментах, петь и танцевать.
Литература
- Ветлугина Н. А. Музыкальное воспитание в детском саду. – М.: Просвещение, 1981. – 240 с.
- Белкина В. Н., Васильева Н. Н., Елкина Н. В. и др. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. – Ярославль: «Академия развития», «Академия К», 1998. – 256 с.
- Бугаева З. Н. Музыкальные занятия в детском саду. – М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2005. – 301 с.
- Михайлова М. А, Развитие музыкальных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 240 с.
- Давыдова М. А. Музыкальное воспитание в детском саду: средняя, старшая и подготовительная группы. – М,; ВАКО, 2006. – 240 с.