Опыт работы по использованию методики С. и Е. Железновых «Музыка с мамой» как здоровьесберегающей технологии. Методика железновых Программа е железновой
К моменту личного знакомства с Екатериной Железновой я уже полгода применяла ее методику в занятиях с моим сыночком, которому на тот момент было 10 месяцев. Однако за идею поучаствовать в авторском семинаре я ухватилась обеими руками, потому что где-то в глубине души я чувствовала, что применяю далеко не все, что включает в себя система. Легко запоминающиеся, ритмичные песенки, которые используются повсеместно – в развивающих центрах, современных детских садах и студиях – это всего лишь материал, а что же скрывается за научным словом «методика»? Найти ответ на этот вопрос и понять, как можно полноценно использовать методику Железновых в домашних условиях – вот были мои цели на семинаре. Надо сказать, что многие существующие центры, занимающиеся по методикам Зайцева, Домана, Монтессори, Никитиных в той или иной степени прибегают к материалам дисков Железновой и используют их для физкультминуток, логоритмики, классической ритмики, инсценировки сказок, постановочных праздничных представлений. Принимавшие участие в семинаре педагоги признались, что применяют больше половины материалов Железновой, но делают это «на свое усмотрение», интерпретируют методику по-своему. Однако системные занятия по методике Железновых проводятся исключительно студиями «Музыка с мамой».
Перейдем сразу к первой задаче – что же такое классический урок по Железновой. Вот как представила его сама
Структура занятия:
Приветствие
Разминка
Жестовые и пальчиковые игры
Игровой массаж
Музыкально-ритмические движения или гимнастика
Логоритмика
Распевание, пение
Игра на музыкальных инструментах
Сказка (с 1,8 лет)
Прощание
Приведу пример классического урока по Железновой для ребенка от 1 до 2 лет:
Приветствие – Хватит баловаться (CD 37 – № 2,3)
Разминка – Все вместе (CD 37 – № 14,15)
Жестовые и пальчиковые игры – диск № 37
Игровой массаж – диск № 33
Музыкально-ритмические движения или гимнастика – диски № 6, 22, 32, 37
Логоритмика – диск № 35
Распевание, пение диск № 25
Игра на музыкальных инструментах – Колокольчики (CD 32 – № 2,3)
Сказка – диск № 24 – сказка –шумелка, 38 – сказка-подражалка, 39 – сказка –щекоталка, 36 – музыкальная сказка, релаксация
Прощание – Мы отзанимались (CD 37 – №68, 69).
Занятие длится 45 минут, из них подготовительная часть (пункты 1-2) занимают 10 минут, основная часть (пункты 3-9) – 30 минут, заключительная часть (пункт 10) – 5 минут.
После того, как мой первый вопрос был разрешен, я решила прояснить для себя второй вопрос – как применять все это в домашних условиях с ребенком?
Давайте разберем, что нам нужно для проведения занятий:
— ковровое покрытие;
— музыкальный центр или компьютер (ноутбук);
— подушки;
— стулья.
Музыкальные инструменты для детей:
колокольчики
бубенчики
погремушки
маракасы
клавесы (палочки)
бубны
ложки
барабаны
тарелочки или треугольники
шейкеры (можно «коробочки Монтессори»)
Игровое оборудование
Для массажа:
массажные мячики и кольца
мячики мягкие маленькие
перышки
шишки
Для гимнастики и подвижных игр:
фитбол
палочка
обруч
ленточка
платочки
основные игрушки (куклы, мишки, зайки)
Для сказок:
ширма
сюжетные игрушки (желательно нарукавники) или картинки
В общем – то, ни один из вышеперечисленных пунктов не должен вызывать трудности в приобретении. Многое, уверена, уже есть в домах, где растут малыши. С самим материалом тоже не должно возникнуть проблем – в настоящее время диски Железновой можно не только купить, заказав их в Интернет магазинах или на официальном сайте, но и скачать в сети в свободном доступе.
Единственное, что может вызвать сомнения, это то, что в группе несколько детей и занятия в основном рассчитаны на группу 5-7 человек. Но, я уверена, что и это не проблема. Во-первых, повезло тем, у кого есть братья и сестры, во-вторых, вы можете привлечь к занятиям доступных на тот момент членов семьи (ведь хороводы можно водить и со взрослыми), в-третьих, даже вдвоем с малышом Вы можете организовать занятия в паре – формат многих уроков Железновой.
Еще один вопрос, который может возникнуть, – как определить, к какому блоку относится та или иная композиция на диске. Во-первых на официальном сайте Е. Железновой можно найти характеристику каждого выпущенного диска, во-вторых, существует диск с методическими указаниями, на котором можно найти не только эту информацию, но и пошаговое руководство к движениям, выбору музыкального инструмента, жестам, игрушкам.
Дело за малым – выделить в расписании место для ежедневных или еженедельных (кому как удобно) занятий по методике Железновой и вперед!
На чтение 3 мин.
Современные родители все больше задумываются о полноценном развитии своего малыша. Порой сам процесс протекает в напряженной обстановке, так как не каждый ребенок сможет усидеть и выполнять задания. “Нам песня строить и жить помогает…”, так поется в старой доброй песне и это на самом деле так! Методика Железновых этому доказательство. Как же здорово развивать навыки и умения в танце, с песней и музыкой. В чем же секрет Железновых? Какие плюсы и минусы у методики?
О Железновых
Основателями методики развития в раннем возрасте являются папа и дочь. Сергей Станиславович Железнов — опытный музыкальный педагог, который разработал курсы подготовки детей 4-6 лет для зачисление в музыкальную школу.
Его дочь, Екатерина Сергеевна Железнова, пошла по стопам отца и закончила музыкальный педагогический колледж и Аспирантуру.
В 90-е годы не было музыкального багажа знаний для деток до 3- лет. Железновы решили эту проблему устранить. Они придумывали и записывали песни, понятные для малышей разного возраста, доводили до восприятия русские потешки. Так стали появляться целые сборники, которые подходили и для полугодовалых карапузов, которые с удовольствием танцевали у мамы на руках. Детки от года могли повторять движения, сначала с родителями, потом самостоятельно.
Так появилась методика Железновых “Музыка с мамой”, стали выпускаться курсы в видео и аудио формате, и дидактические пособия по методике Железновых.
Положительные стороны методики
Главным плюсом сей методики является эмоциональная обстановка во время проведения занятий. Простота подачи материала, понятного даже самым маленьким, даст хороший результат в психологическом и эмоциональном развитии Вашего ребенка. Методика Железнова является уникальным материалом для развития творческих, музыкальных способностей детей.
Минусы методики Железновых
Как таковых отрицательных моментов в методике Сергея и Екатерины нет. Однако, у каждого ребенка свои особенности и вкусы. Может кому-то не понравятся какие — то песни, потешки, ритм и прочее. Из большого выбора музыкальных занятий можно подобрать каждому ребенку приятную мелодию и песню.
Совместные занятия
Если Вы занимаетесь развитием ребенка дома, то Ваше времяпровождение будет веселым и полезным. Мама помогает малышу выполнять движения, подсказывает и напевает слова. Из раза в раз, малыш будет запоминать и сам начнет подпевать (или будет стараться). Ваша задача набраться терпения и радоваться любым достижениям сына или доченьки.
Во время групповых занятий в центре развития Вы также с крохой выполняете задания, ребенок подражает и радуется своим новым умениям.
Как проходят занятия?
Для малышей с полугода есть пальчиковые игры, песенки для массажа, гимнастики другое. Таким карапузам мама рассказывает стишок или под музыку напевает песенку и делает массаж. Важно увлечь малыша и вызвать желание повторять, и выполнять задание самостоятельно.
Для деток постарше имеются подвижные игры, зарядки, разминки. Такие задания выполняются как с дополнительными предметами (мячики, кубики, платочки и прочее), так и без. По методике Железновых можно заниматься каждый день с утра до вечера:
- с утра — зарядка;
- днем — музыкальные задания, песенки;
- вечером — занятия творческого характера (слушаем сказки и придумываем свои, обыгрываем игрушками).
Видно, что занятия не требуют особой подготовленности (кроме заучивания слов в песне) для мамы, а ребенок с удовольствием будет выполнять задания.
Можно ли заниматься дома?
Заниматься можно как индивидуально дома, так и группой. Если Вы готовы уделить своему чаду время и провести его с пользой, то не сомневайтесь в выборе данной методики.
Выполнение разминок, совместное прослушивание сказок, следование музыкальным заданиям не только положительно повлияют на развитие Вашего ребенка, а также укрепят Ваши отношения, возрастет доверие друг к другу и понимание.
Современные родители часто озабочены вопросом развития своих малышей. В какой центр раннего развития пойти, какую методику выбрать? Для того чтобы определиться, лучше всего вкратце изучить основные моменты этих методик и остановить свой выбор на той, которая наиболее соответствует пожеланиям родителей и особенностям характера ребенка.
Суть методики Железновых
Развивающая методика Сергея и Екатерины Железновых - одна из самых универсальных в этом отношении. Она не предполагает обучение ребенка какой-либо специфической сфере знаний (чтение, письмо и т. п.), а, наоборот, способствуют общему развитию и благодаря этому подходит даже деткам до года. Методика Железновых включает в себя зарядку, развивающие песенки, пальчиковые и жестовые игры и многое другое.
Ключевым моментом в занятиях по методике Железновых является музыкальный подход. Изначально ее авторы пытались внедрить обучение детей 3-5 лет основам музыкальной грамоты, но эта идея не оправдала себя, зато успешно трансформировалась в развивающие занятия, основанные на музыке. Логоритмика Железновой оказывает огромную пользу для развития ребенка, а именно:
- вырабатывает чувство ритма и музыкальные способности;
- развивает мелкую моторику;
- благоприятно воздействует на формирование речевых навыков;
- оказывает оздоравливающий эффект на состояние здоровья малыша;
- укрепляет мышцы спины и шеи, позвоночник, способствует формированию красивой осанки;
- прививает навык слушать и выполнять то, что говорят родители или воспитатель, концентрировать внимание;
- учит контактировать со сверстниками и взрослыми;
- сближает ребенка с родителями, поскольку занятия проводятся по системе «малыш + мама».
Пальчиковые игры Железновой
Эти игры могут быть интересны как детям 2-3 лет, так и малышам возрастом от 6 месяцев. Поначалу выбирайте простые игры - небольшие четверостишия, которые пропеваются под музыку или звучат в записи. Выучите эти веселые стишки вместе с ребенком, массажируйте ему пальчики (игровой массаж), показывайте, как правильно нужно делать то или иное упражнение, и стремитесь к тому, чтобы ребенок сам выполнял его. Увлеките малыша сказкой, в которой он сам участвует - так ему будет намного интереснее, и эффект от таких занятий будет, соответственно, намного больше.
Подвижные игры Железновых
К подвижным играм относится и музыкальная зарядка, и разминки, и всевозможные игры с предметами (колокольчик, барабан, бубен, различные яркие игрушки-помощники). Преимущество методики Железновых состоит в том, что можно проводить как групповые занятия в коллективе, так и индивидуальные: только вы со своим ребенком. Заниматься таким образом можно хоть каждый день, приобретя пособия (диски) Железновых и построив обучение по своему собственному плану, либо просто подобрав похожие примеры уроков. Вот один из таких примеров.
Чередуйте эти занятия, фантазируйте, импровизируйте. Говорите и пойте всегда с выражением, произносите слова четко. Сделайте так, чтобы ребенку было интересно заниматься, чтобы он с нетерпением ждал этих уроков. Проводите занятия регулярно, каждый день, и только в то время, когда ребенок в хорошем настроении (выспался, сыт, бодр и весел). Не заставляйте малыша делать те упражнения, которые ему не нравятся. Пусть уроки раннего развития по методике Железновых приносят вам с малышом только радость от совместной работы и общения!
Здравствуйте, дорогие читатели!
Музыкальное развитие в жизни ребенка должно обязательно присутствовать. Это в первую очередь очень нравится детям и в процессе музыкальных игр можно развивать фантазию, воображение, чувство ритма и такта, слух и сообразительность, стимулировать .
Посредством танцевальных движений детки укрепляют мышечный корсет, координацию движений, а простые песенки помогут ребенку развить речь, приобрести первые вокальные и коммуникативные навыки.
Методика Железнова раннее развитие ребенка, рассмотрим поподробнее.
Об авторах
Сергей Станиславович и Екатерина Сергеевна Железновы (отец с дочерью) разработали свою авторскую методику раннего развития детишек.
Сергей Станиславович Железнов — опытный педагог (пианист и композитор) детских музыкальных школ г. Москвы, организовал студию раннего р азвития «Музыка с мамой».
Екатерина Сергеевна Железнова является последователем своего отца, закончила музыкальный педагогический колледж и Аспирантуру повышения квалификации, сейчас является педагогом и методистом — руководителем авторской школы своего отца.
Изначально это программа была подготовительным курсом деток 4-6 лет к поступлению в музыкальные школы, где они знакомились с нотами, первыми песенками и играли на музыкальных инструментах.
Позже методика стала расширять свои позиции и решено было углубить ее. В середине 90- х годов практически не было музыкального материала, чтобы можно было приобщать малышей, младше 3 лет.
Тогда Железновы начали самостоятельно писать маленькие, но понятные малышам песенки, песенки с движениями, дорабатывать русские потешки. Так появились на свет новые сборники.
Программа рассчитана для разных возрастов. Она может применяться и для совсем маленьких карапузов от полугодика, когда можно танцевать у мамы на руках. Конечно, здесь они являются только слушателями.
А в возрасте около года уже могут приплясывать. Потом, постарше могут исполнять песенки с движениями, сначала со взрослыми, затем самостоятельно.
Состав методики
Программа делится по возрастам и записана на аудио и видео дисках и дидактические пособия.
Данная методика включает такие сборники:
- песенки с движениями (скачать) — здесь коротенькие марши, хороводы, первые активные игры (жмурки, салочки). Малыш учится новым движениям и ролям.
- пальчиковые игры. Маленькие сказки при движении кистей рук и пальчиков.
- сказки — подражалки. Открываем в малыше первые театральные навыки.
- веселая логоритмика
- подвижные уроки
- аэробика для малышей (скачать), игровая гимнастика — взрослый показывает игровые гимнастические движения, а малыш повторяет. укрепляем мышечный корсет и координацию ежедневно и весело.
- сказки-шумелки. Маленькие сказки на подражание и имитацию звуков. Малыш учится слушать и воспроизводить услышанное. Задействована мелкая моторика память и воображение.
- игровой массаж (скачать)
- песенки-инсценировки, маленькие сказки с использованием игрушек и простых жестов
- колыбельные песенки — это обработка русских народных колыбельных с добавлением звуков природы или животных.
Плюсы методики
Безусловно, методика Железновых благотворно воздействует на разностороннее развитие малышей. Это и психическое и социальное и эмоциональное.
Главным отличием и преимуществом является то, что музыка, взятая здесь за основу является прекрасным способом для подачи материала в простой и интересной форме даже для самых маленьких.
Минусы методики
Особых недостатков у данной методики нет, есть лишь индивидуальные расхождения во вкусах. Например, моему Данилке нравятся не все песенки (да и мне тоже), не все он понимает и не хочет повторять эти движения.
Мария Хутинаева
Опыт работы по использованию методики С. и Е. Железновых «Музыка с мамой» как здоровьесберегающей технологии
В соответствии с современными требованиями одной из программ, которые я использую на практике по здоровьесбережению в детском саду , является «Музыка с мамой » .
Методика Железновых «Музыка с мамой » на сегодняшний день признана одной из наиболее эффективных систем раннего развития. Сергей и Екатерина Железновы – одни из немногих , чьи программы и методические разработки стали очень популярны.
Характерной особенностью методики «Музыка с мамой » является игровая форма подачи материала, комплексный характер, доступность и практичность использования , что превращает уроки музыки с малышами в весёлую обучающую игру.
«Музыка с мамой » доступна для родителей без музыкального образования , она проста и эффективна. Также она широко используется в музыкальной деятельности многих дошкольных учреждений. Данная методика обеспечивает раннее музыкальное развитие , активное развитие речи у детей, развитие музыкального слуха и многих других способностей, о наличии которых вы можете даже не подозревать!
В моей работе я хочу привлечь внимание к данной методике «Музыка с мамой » , как к здоровьесберегающей технологии .
Технологии сохранения здоровья применяемые мной на практике по методике Железновых следующие :
Пальчиковая гимнастика проводится индивидуально, либо с подгруппой детей ежедневно. Тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции. Полезна всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени.
В данном направлении я использую материал Железновых «Поросята» , «Мальчик с пальчик» ,"Червячки","Пальчик где твой домик?" и многие другие. Пальчиковых игр у Железновых множество . Кто заинтересован, может без проблем найти в интернете и тексты, и аудиозаписи.
Следующее, на что хочу обратить ваше внимание, это такая здоровьесберегающая технология , как логоритмика.
С каждым годом, растет количество детей с различными нарушениями речи. Это результат недостаточного внимания со стороны родителей, замена живого общения с ребенком телевидением, увеличение частоты общих заболеваний детей, плохая экология и т. д. Педагогам необходимо искать новые, более эффективные и интересные детям формы коррекции речи. Логоритмика является наиболее эмоциональным звеном логопедической коррекции, сочетающая исправление нарушений речи с развитием сенсорных и двигательных способностей детей.
Цель логоритмики- коррекция и профилактика имеющихся отклонений в речевом развитии ребёнка посредством сочетания слова и движения. Задачами логоритмики являются : развивать общую и мелкую моторику;совершенствовать навык точности выполнения движений в соответствии с текстом и чувством ритма;развивать артикуляционный аппарат; закреплять умение ориентироваться в пространстве;воспитание музыкального слуха , развитие внимания, памяти, речи.
Логоритмических песенок у Железновых более , чем достаточно! Они очень легко запоминаются, также легко их исполнять . Мои детки их очень, очень любят! Каждое занятие просят повторить ту,или иную еще и еще!Воспитателям тоже очень нравится данная методика . Они с большим удовольствием разучивают вместе с детьми новые песенки. Мы исполняем их не только на обычных занятиях, но и во время утренников и развлечений. Так, например,песенку "Ты похлопай вместе с нами" ,мы использовали во 2 младшей группе на новогоднем празднике как игру с Дедом Морозом. Дети с удовольствием играли.
Очень любят наши детишки и песенки "Мы в ладоши хлопать любим", "Головами покиваем","Автобус", "Вот носик, вот ушки"и все остальные.
И последнее, на что хочу обратить внимание это здоровьесберегающая технология - самомассаж .
Самомассаж. Самомассаж - это массаж, выполняемый самим ребёнком. Он улучшает кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних органов , улучшить осанку. Он способствует не только физическому укреплению человека, но и оздоровлению его психики . Для детей самомассаж - это профилактика сколиозов, простудных заболеваний, вегетативных дистоний. Он благоприятствует психоэмоциональной устойчивости к физическому здоровью , повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм. Самомассаж проводится в игровой форме ежедневно.
Весёлые песенки Железновых , яркие образы, обыгрывающие массажные движения, их простота, доступность, возможность использования в различной обстановке и в любое время способствуют изменению позиции ребенка из объекта в субъект педагогического воздействия, а это гарантия успеха реабилитационной, коррекционной и развивающей работы . Особенно наши дети любят песенку "Жираф". Также для самомассажа мы берем песенку "Рельсы, рельсы, шпалы, шпалы", "Мы эту ручку разотрем", "Ручка вверх и ручка и вниз" и многие другие.
Совсем недавно в нашем детском саду состоялся педсовет на тему "Здоровьесберегающие технологии ДОУ и семья ". На этом педсовете я поделилась опытом работы по использованию данной методики "Музыка с мамой ", как здоровьесберегающей . Я подготовила презентацию. Предлагаю ее Вашему вниманию.