Традиции празднования рождества в украине. Подготовка к Рождеству начиналась с осени
Рождественская литургия в Софийском соборе Киева в этом году имела особое значение для Украины. 7 января в древнейшем киевском храме выставили пергамент с текстом томоса об автокефалии Православной церкви Украины (ПЦУ).
Документ, окончательно разделивший украинскую и российскую церкви, был подписан 5 января Вселенским патриархом Варфоломеем. В этот день назвали трагическим в истории православия.
В воскресенье в соборе святого Георгия в Стамбуле состоялась церемония вручения томоса об автокефалии. Предстоятелем ПЦУ стал митрополит Епифаний, он же и получил документ во время воскресной службы. Таким образом, процесс создания новой церкви на Украине почти завершился.
Рождественскую литургию в Киеве Епифаний впервые провел как глава поместной церкви. На праздничную службу в Софийский собор прибыли главные политические деятели страны.
Президент Украины Петр , который добивался предоставления автокефалии еще с апреля прошлого года, присутствовал и на церемонии передачи томоса в Стамбуле, и на праздничной литургии в Софийском соборе. Кроме него на службу пришли также члены кабинета министров, экс-премьер и экс-президент , который, по его словам, в свое время также пытался добиться автокефалии украинской церкви.
На Софийской площади был установлен экран, на котором горожане могли увидеть, как проходит служба. Трансляцию литургии также вели некоторые украинские телеканалы.
Перед началом службы в храм торжественно занесли томос об автокефалии. Как сообщает , украинский президент и предстоятель ПЦУ развернули пергамент с текстом томоса и установили его перед алтарем. После литургии документ будет находиться в Трапезном храме Софии Киевской, где любой желающий сможет посмотреть на него.
Однако сперва томос привезут обратно в Стамбул, поскольку сейчас он подписан только Вселенским патриархом. Для вступления документа в силу его должны подписать все члены Святейшего Синода Константинопольского патриархата, сообщил руководитель департамента по делам религий и национальностей министерства культуры Украины Андрей Юраш.
Во время праздничной литургии священнослужители молились за украинскую армию и независимость Украины.
Также митрополит Епифаний сравнил рождение Христа с рождением новой самостоятельной церкви на Украине, которое произошло в одно и то же время.
Политические руководители Украины поздравили граждан с Рождеством. Петр Порошенко, разумеется, в своем поздравлении отметил значимость произошедших событий и поздравил граждан с «рождением независимой Православной церкви Украины».
«В этом году Рождество для нас — особенно большой и торжественный праздник, потому что Православная церковь Украины получила томос об автокефалии. Мы, наконец, освободили нашу церковь из плена московской неволи, и она, равная среди равных, вошла в семью, которая теперь состоит из 15 независимых православных церквей», — сказал президент.
Он также выразил надежду на скорое прекращение военных действий. «В эти праздничные дни особенно молимся за наших воинов. Пусть Господь сохранит их жизни и всю нашу страну от всякого зла. Пусть новорожденный Спаситель Иисус Христос пошлет нам долгожданный мир и благословит каждую украинскую семью и каждого украинца», — говорится в обращении.
Митрополит Епифаний также последовал примеру президента и в своем поздравлении отметил, что Украина получила большой дар. «Мы празднуем не только эту большую радость прихода в мир Спасителя нашего, который пришел ради нашего спасения. Мы радуемся и возлагаем в дальнейшем нашу надежду на Бога и верим, что в будущем новом 2019 году, получив этот великий дар — признание автокефалии Украинской православной церкви, мы объединим все украинское православие вокруг киевского престола.
Мы верим в то, что в следующем году воцарится тот долгожданный мир в Украине: будет завершена война на востоке, мы вернем оккупированные территории, вернем Крым и все у нас будет идти так, как мы этого хотим», — сказал глава ПЦУ.
Каноничная Украинская православная церковь, оставшаяся частью РПЦ, отмечала Рождество в Киево-Печерской лавре. В сочельник в храме прошло всенощное бдение с освящением хлебов, а утром митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий возглавил торжественную литургию. Он совершил сугубую молитву о мире на Украине. Также была вознесена молитва о единстве Православной Церкви. Трансляцию праздничной службы вели телеканалы «Интер» и «Глас».
Митрополит Онуфрий в своем обращении пожелал каждому найти свою звезду, которая проведет через все сложности жизни. «Пусть каждый из нас пытается сделать свое сердце наподобие вифлеемской пещеры, чтобы в нас вместился невместимый Бог, чтобы в нашем сердце вместилось Царство Божье, потому что, где Бог — там его Царство, — сказал митрополит. — Пусть каждый из нас ищет свою звезду, которая ведет человека к , чтобы эта звезда провела нас через запутанную, сложную земную жизнь, чтобы мы нашли то, ради чего Господь нас создал — нашли Христа и в нем спасение и вечную жизнь. Еще раз поздравляю Вас с Рождеством Христовым. Пусть Бог всех нас благословит».
Руководитель информационного отдела УПЦ, архиепископ Ирпенский Климент сообщил ТАСС, что
отметить Рождество в храмы Украинской православной церкви пришли миллионы верующих.
«Недавняя трансляция богослужения в Киево-Печерской лавре показала, что храм молитвы полностью заполнен верующими. То же можно сказать и о храмах УПЦ по всей Украине. Миллионы верующих поддерживают каноническую церковь, несмотря на агитацию провластных телеканалов и призывы переходить в новую церковную структуру сомнительного содержания», — сказал он. Архиепископ также сообщил, что на сегодняшний день церковь сохраняет 12,5 тыс. приходов, и, тем самым, остается самой большой в стране.
По данным Министерства внутренних дел Украины, около 4 млн граждан приняли участие в праздничных богослужениях по всей стране.
Свое рождественское поздравление украинцам направил также и глава РПЦ, патриарх Кирилл. По традиции, его послание ежегодно зачитывается в ходе праздничной литургии седьмого января. Однако в этом году украинская таможня не пропустила тираж рождественского послания патриарха Кирилла.
Глава РПЦ, к слову, до последнего призывал патриарха Варфоломея остановить процесс автокефалии. После того, как процедура все же была совершена, в РПЦ заявили, что поместные церкви на Украине должны выбрать, к какой религиозной структуре они будут относиться.
Процесс сепарации украинской церкви можно назвать завершенным. При этом остается еще одна важная часть: признание автокефалии ПЦУ другими поместными церквями.
Здесь пока нельзя дать однозначных прогнозов, однако, если категорическая позиция патриарха Кирилла получит поддержку, то независимость новой церкви останется в подвешенном состоянии. Также не стоит забывать и о таком важном факторе, как численность приходов. Здесь преимущество на данный момент остается у УПЦ.
Таким образом, это Рождество действительно стало историческим событием для россиян и украинцев. Архиепископ УПЦ Климент уже заявил, что проведение совместных служб с новой церковью не является возможным.
«Новая церковь является неканонической религиозной организацией. Это означает, что, как православная церковь, которая имеет власть совершать полноту всех таинств, эта религиозная организация таковой не является. Поэтому сослужить с религиозными деятелями этой церкви мы не имеем никакой возможности», — цитирует слова архиепископа.
Кроме того, в 2019 году главный православный праздник все же приобрел политический окрас. Об этом свидетельствуют заявления политических руководителей Украины. Петр Порошенко, например, после церемонии в Стамбуле заявил, что получение томоса об автокефалии — это еще один атрибут независимости Украины.
«Он завершит утверждение самостоятельности Украинского государства, укрепит религиозную свободу, межконфессионный мир. Он усилит права и свободы граждан, особенно тех, которые находились вне общения со Вселенским православием, которых несправедливо клеймили неканоничностью», — заявил украинский президент.
Он также пообещал, что граждане страны по-прежнему могут свободно выбирать вероисповедание. «Я как президент гарантирую от имени государства, что Украина будет уважать религиозный выбор, свободу вероисповедания каждого гражданина», — отметил Порошенко.
Украинские политики долго шли к этому событию. Для президента Украины Петра Порошенко этот шаг дал возможность полностью сформировать лояльную себе церковь. Кроме того, открытая поддержка ПЦУ государством также говорит о том, что власть рассматривает это важное в религиозном мире событие как инструмент создания украинской идентичности и полного разрыва отношений с Россией.
Из открытых источников
Отмечает праздник Рождества по юлианскому календарю, то есть 7 января, но есть еще григорианский, по которому Рождество празднуют 25 декабря. То есть вопрос не может стоять о переносе Рождества, а лишь о возможном переходе на григорианский календарь, в любой другой трактовке – это абсурд.
Необходимо также отметить, что очень часто 25 декабря принято "в народе" называть католическим Рождеством – это не так. Не существует понятий "католическое Рождество", "греко-католическое Рождество" или "протестантское Рождество". Имеет место исключительно одно и единое понимание – празднование праздника Рождества Христова различными христианскими конфессиями по разным календарям.
Определение ВРУ 25 декабря как выходного дня является абсолютно уместным и долгожданным решением, поскольку Украина является многоконфессиональным государством и праздник Рождества имеют право полноценно праздновать все верующие христиане, независимо от того, по какому календарю правит его церковь. Праздник Рождества Христова должен объединять всех православных верующих мирян и ни в коем случае не нести элементов религиозного раскола и так в достаточно наэлектризованное украинское общество.
Новости по теме
С исторической точки зрения, признание нового летоисчисления было принято в 1924 году по результатам Всеправославного конгресса (1923), который проходил в Стамбуле под руководством тогдашнего Вселенского патриарха. С того времени православные патриархи, в своем большинстве, приняли дату празднования Рождества Христова – 25 декабря.
Рождество по юлианскому календарю встречают только такие православные церкви, как Русская, Иерусалимская, Сербская и Грузинская, афонские монастыри, а также православные и греко-католики Украины и Белоруссии, что составляет примерно 25% православных церквей в мире. Большинство из этих церквей непосредственно находились под влиянием Русской православной церкви, а это автоматически указывает на значительную политическую роль Кремля в "церковных делах".
Вместе с тем, необходимо отметить, что Латвийская православная церковь Русского патриархата с 1921 года по благословлению патриарха Тихона отмечает Рождество 25 декабря, и это является ярким примером, что Рождество никуда не переносится, а соответственно отмечается в две разные даты по разным календарям.
Интересный факт, что, по церковным подсчетам, в 2101 году по юлианскому календарю Рождество будут уже отмечать не 7 января, а уже 8-го.
Также для полноты необходимо упомянуть, что у Армянской апостольской церкви, которая является одной из древнейших православных церквей мира, есть Надвечерье, и она празднует Рождество 6 января. Так, Надвечерие Богоявления – 5 января, Богоявление (Рождество и Крещение Господне) – 6 января, рождественские дни (6 дней) с 7 по 12 января согласно раннехристианской традиции II века. Предшествует празднику Рождественский пост, который длится семь дней: с 30 декабря до вечера 5 января.
Новости по теме
Следовательно, необходимо понимать, что празднование Рождества не является в православном мире абсолютно каноническим и отсчитывается по-разному – "по старому" и "по новому" стилю. Это вызвано объективными временными отклонениями.
Так, за полтора тысячелетия юлианский календарь опередил цикл движения солнца на целых 10 дней и, по совету астрологов и математиков, Папа Римский реформировал календарь: в 1582 году после 4 октября наступило сразу 15 октября.
Был введен в 1582 году и прослужил до 1918 года.
Позиция Епифания (предстоятель Православной церкви Украины с 15 декабря 2018 года) по поводу "мудрого и умного" подхода к переходу на григорианский календарь понятна и уместна. Поскольку на сегодня и 7 января, и 25 декабря являются государственными праздниками и нет никаких дискриминаций в этом вопросе.
А радикальные изменения, которые могут негативно восприниматься в обществе, абсолютно не нужны с учетом того, что согласованное получение Томоса состоится после сослужения предстоятеля УПЦ и Вселенского патриарха на Фанаре именно 6 января 2019 года.
Алексей Буряченко
Редакция может не соглашаться с мнением автора.
Рождество - светлый и богатый на обычаи праздник, который каждый год с нетерпением ожидают взрослые и дети. Красивая наряженная ёлка, милые подарки, мелодичные колядки, вкусная трапеза, огромный Дидух и таинственные гадания - всё это элементы торжества, без которых оно теряет своё очарование. В каждой стране мира существуют свои традиции на Рождество. В Украине они также индивидуальны и аутентичные, но не менее интересны, чем в любом другом уголке нашей необъятной планеты.
Подготовка к празднику
Начиналась она ещё во время осенней жатвы. Именно тогда заготавливали праздничный Дидух - перевязанный лентой сноп сена, который украшали разные злаковые культуры: пшеница, овёс, рожь. Выбирали самые красивые колоски, сено при этом должно было быть обязательно мягким и благоухающим. До начала праздника, ещё к Новому году, пытались завершить все самые важные хозяйственные дела: заготавливали корма домашней скотине, делали генеральную уборку в доме, белили потолки, разрисовывали дымоходы и печи.
Традиции в Украине обладают своей неповторимой изюминкой. Например, глава семьи покупал жене и детям обновки, а также новую посуду. Женщины собирались вечерами и с помощью воска, собранного на собственной пасеке, делали красивые плетёные свечи, которые потом в Сочельник украшали стол и помещение. Над ними шептали специальные молитвы и заговоры, чтоб они обретали чудодейственную силу. Юные парни и девушки, в свою очередь, разучивали колядки, шили ритуальные наряды и мастерили вертеп.
Накануне Рождества
Утром 6 января с первыми петухами вставала вся семья. Хозяйка брала семь поленьев, которые откладывала на протяжении семи недель, и аккуратно складывала их в печь. Именно на них нужно было варить главные праздничные блюда - кутю и узвар. По традиции, на Рождество в Украине их зажигали "живым" пламенем, для этого использовали огниво или старый способ: высекали искру двумя брусками дерева. Только в XX веке начали использовать спички, но в далёких сёлах обычай "живого" огня сохранился и поныне.
Хозяин дома с первыми лучами солнца открывал все двери и окна в доме, даже ворота конюшен, хлевов и амбаров. Считалось, что бог достатка и урожая ходит в это время по земле и заглядывает в те дворы, где его радушно ждут. Скотину обсыпали маком, чтобы отвадить от неё нечистую силу. Мужчины перед самим праздничным постным ужином заносили в хату Дидух, предварительно окропив его водой, собранной с первой утреней зорькой. Над снопом приговаривали молитву, прося у Бога здоровья и богатства в текущем году.
Приготовление ужина
Это был особый ритуал, в котором брали участие не только женщины, но также их мужья и дети. По традиции, на Рождество в Украине (на английском языке - Christmas Eve) главным блюдом считалась кутя. Для её приготовления брали толчёную и вымоченную пшеницу, а также воду, набранную до восхода солнца. После того как кутя сварилась, к ней добавляли орехи, мёд, мак и изюм. Что касается узвара, то его делали из заготовленных ещё осенью сухофруктов: груш, яблок, слив.
Обязательно должен был присутствовать на столе и кныш - пирог с начинкой. Поверх него выкладывали небольшой хлебец, предназначенный для душ умерших предков. Потом хозяйка выпекала постные калачи, варила в новой посуде голубцы с грибами, вареники с картошкой и другие блюда. В общей сложности их должно было быть 12. Все праздничные блюда выкладывали на стол, застеленный нарядной скатертью, в уголках которой клали дольки чеснока - он охранял семью от различной нечисти, а также от зла и дурного глаза.
Дидух
После того как стол был накрыт, глава семьи и его старший сын в дом заносили Дидух. На пороге их встречала хозяйка с зажжённой свечой в одной руке и с кнышом в другой. По традиции, на Рождество в Украине дети устанавливали Дидух на покуте, застеленной сеном. После этого малышня ритуально каталась по полу, чтоб живность в хозяйстве не переводилась.
Дидух в древние времена был аналогом современной наряженной ёлки. Он - символ Рождества, поэтому всегда занимал почётное место во главе стола. Традиции празднования Рождества в Украине свидетельствуют о том, что славяне, жившие на этой территории, верили в чудодейственную силу Дидуха. Они считали, что после жатв в него вселяются души умерших родственников.
После торжественного перемещения Дидуха из амбара в дом запрещалось делать любую Девушки даже выносили на улицы веники и тряпки, чтоб не поддаваться искушению. Целых три дня люди веселились и отдыхали. Единственное, что разрешалось делать, так это ухаживать за скотом.
Постный ужин
Когда все ритуалы и обряды были сделаны, члены семьи переодевались в нарядную одежду и нетерпеливо ждали появления первой звезды на ночном небе - только тогда можно было сесть за стол. Целый день перед этим люди постились - ничего не ели, только воду пили - поэтому это был особенно долгожданный момент.
Какие традиции на Рождество в Украине, связанные со Святвечером? Во-первых, по обычаю первым за стол садился глава семьи. Дальше по старшинству другие: родители, жена, дети. Перед тем как сесть, присутствующие люди дули на стулья, чтоб случайно не придавить духов, которые могли на них примоститься. Во-вторых, хозяин обязательно читал молитву, после которой можно было трапезничать. Сначала пробовали кутю, потом все другие блюда по очереди. Всё это время посредине стола стоял кныш и воткнутая в него зажжённая свеча.
Считалось, что если к ужину в дом придут бедные люди - это на счастье. было и подбрасывание ложкой кути к потолку: люди верили, что ритуал принесёт скотине богатый приплод, а им, соответственно, достаток.
После ужина
По традиции, на Рождество в Украине Святвечер заканчивался колядками. Люди пели их сначала в кругу семьи, затем запускали в дом целые ватаги ряженых с вертепами, которые желали хозяевам достатка, здоровья и удачи, после чего с их благословения пели ритуальные песни про рождение Христа. В награду получали сладкие угощения или звонкую копеечку.
Спать после Святого ужина никто не ложился. Люди старались провести это время в кругу семьи. Выходить из дома не было принято: только дети брали лакомства со стола и относили их своим дедушкам и бабушкам, а также крёстным родителям. На подоконниках целую ночь горели свечи: они освещали путь душам умерших, которые могли заглянуть на огонёк. Также для них оставляли кутю и другие блюда на
После полуночи девушки гадали на суженого: на зеркалах, сапогах и поленьях. Считалось, что именно в эту ночь можно максимально приоткрыть завесу будущего. Нельзя было ссориться, злиться и говорить дурные слова, так как в эту ночь их могла услышать что блуждала под окнами.
7 января
На следующий день с самого утра вновь приходили колядующие. Это были мальчики-винчувальники, девочкам можно было приветствовать хозяев только 8 января. По традиции, на Рождество в Украине (на английском языке - Christmas Day) ребят щедро одаривали пирожками, конфетами, яблоками и орехами. Люди шли в церковь на праздничную службу, после которой считалось, что Рождество полностью вступило в свои законные права.
Праздновали его минимум три дня: всё это время местные жители ходили друг к другу в гости, пели колядки и отдыхали. Главы семейств обкуривали дома свечами из храма, обрызгивали углы святой водой. Трапезничали уже не постной, а скоромной пищей. По традиции, на Рождество в Украине 7 января подавали на стол колбасу-кровянку, холодец, жаркое, смалец, домашний жёлтый сыр, фаршированных поросят и так далее. Вечерами собирали возле церкви и устраивали народные гуляния: водили хороводы, пели, танцевали, желали каждому встречному счастья и удачи в Новом году.
Рождество в Украине
Рождественский пост
Рождеству Христовому предшествует сорокадневный Рождественский пост (св. Четыредесятница), который также называют Филлиповым. Главная цель Рожденственского поста заключается в духовном очищении человека, чтобы встретить Рождество с чистой душой.
Правила воздержания, предписанные Церковью в Рождественский пост, столь же строги, как и Петров пост. Запрещается мясо, сливочное масло, молоко, яйца. Кроме того, в понедельник, среду и пятницу Рождественского поста уставом запрещаются рыба, вино и елей и дозволяется принимать пищу без масла только после вечерни.
В остальные дни – вторник, четверг, субботу и воскресенье – разрешено принимать пищу с растительным маслом. Рыба во время Рождественского поста разрешается в субботние и воскресные дни и великие праздники, например, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, в храмовые праздники и во дни великих святых, если эти дни приходятся на вторник или четверг. Если же праздники приходятся на среду или пятницу, то разрешение поста положено только на вино и елей.
В последнюю неделю перед праздником пост усиливается. Кроме поста телесного, церковь напоминает о посте духовном. Истинный пост связан с молитвой, покаянием, с воздержанием от страстей и пороков, искоренением злых дел, прощением обид, с воздержанием от супружеской жизни, с исключением увеселительных и зрелищных мероприятий, просмотра телевизора.
Сколько дней празднуют Рождество?
В Украине Рождество начинают праздновать в Свят вечер – 6 января, тогда же и заканчивается рождественский пост. После Рождества наступают коляда или святки – 12 дней, в течение которых отмечается праздник.
На второй день Рождества, 8 января празднуется Собор Пресвятой Богородицы. Этот день посвящен прославлению Божией Матери, "радость миру родившей".
По традиции в дни празднования Рождества совершается память первых христианских мучеников: апостола первомученика и архидиакона Стефана, Никомидийских мучеников, пострадавших во время гонений на христиан в Малой Азии в IV веке, а также мучеников младенцев в Вифлееме избиенных.
Первое воскресенье после Рождества посвящается прославлению праведного Иосифа, Обручника Девы Марии, послужившего Богомладенцу своим земным отцовством; царя Давида, основателя рода, из которого ожидался Мессия и к которому принадлежала Дева Мария, и Иакова, брата Господня, который был свидетелем тайны Боговоплощения, сопровождал Марию, Иосифа и Младенца Иисуса во время их бегства в Египет, и который впоследствии возглавил первую христианскую общину в Иерусалиме.
Рождественский стол в Свят вечер перед Рождеством
Современным хозяйкам не следует путать ужин, приготовленный на Святой вечер, и семейный ужин на Рождество Христово.
В Украине вечерняя трапеза на Свят вечер, 6 января, сопровождается многими традициями и обрядами. Накануне Рождества церковь предписывала строгий пост – целый предрождественский день верующим нельзя было есть и пить. Ужин на Свят вечер был для них первой трапезой в этот день – им и заканчивался 40-дневный предрождественский пост. За стол можно было садиться с появлением на небе первой звезды, в память о Вифлеемской звезде, возвестившей пастухам о рождении Христа.
Главными блюдами на украинский Святой вечер являются кутя – пшеничная или рисовая каша с медом, маком и изюмом, и узвар – компот из сухофруктов. Всего на столе в Свят вечер должно быть 12 постных блюд, среди которых в старину готовили постный борщ с грибами, горох, капустник, рыбные блюда, вареники с капустой, кашу гречневую, голубцы с рисом, постные блины, грибы, пироги.
После ужина, который обычно длился 3-4 часа, кутью и некоторые другие блюда со стола не убирали, а оставляли для духов умерших предков, которые, по верованию украинцев, также приходили «на рождественскую кутю».
А вот на само Рождество Христово (7 января) готовят большой семейный ужин. Пост окончился, поэтому на столе могут присутствовать разнообразные мясные блюда: домашняя колбаса, жареный поросенок, поросенок, фаршированный гречневой кашей, гусь или утка с антоновскими яблоками, утка с капустой, студень, окорок, буженина, бараний бок с кашей, а также блины, заливная рыба, пироги и пряники.
Украинские традиции празднования Рождества
В Украине в первый день Рождества в гости почти не ходили. Только женатые дети (с невесткой или зятем) должны были посетить после обеда своих родителей, говорили, что везут „деду ужин".
Под вечер 7 января шли первые детские ватаги колядников, каждый имел через плечо котомку, куда складывали гостинцы. Спрашивали у хозяев кому колядовать, чаще всего колядовали сыну или дочери.
Подробнее об украинских традициях празднования Рождества Христово
Рождественские гадания
Вы можете погадать у нас на сайте в разделе "Гадания".
Считается, что именно в "святые" дни можно наиболее точно предсказать будущее. Поэтому девушки пользовались моментом и участвовали в рождественских гаданиях. Интересовало их, прежде всего, выйдут ли они в следующем году замуж или останутся «в девках», будут ли богаты или бедны. Поэтому очень многие гадания связаны с поисками суженого.
Народные приметы, связанные с Рождеством
Существовали многочисленные народные приметы, связанные с погодой на Коляды (Рождество).
Когда, например, первый день Коляд ясный – будет неурожайный год, а если хмурый, снег идет – урожайный.
Если в колядный вечер и ночью на небе много звезд – летом будет много грибов; если в другой половине дня посыплет град – горох будет большой, если снег – будут хорошо роиться пчелы.
Подготовка к Рождеству начиналась с осени
В давней украинской традиции для надлежащего празднования рождественско-новогодних обрядов важной была заблаговременная и серьезная подготовка.
Обязательно еще с поры жатв бережно хранили обжиночный Рай-дидух (Дидух), в который втыкали стебли разных злаковых культур (ржи, пшеницы, овса и т.д.), и отбирали мягкое благоухающее сено. К праздникам завершали практически всю важную работу по хозяйству и тщательным образом убирали в домах – выбеливали помещение и цветами разрисовывали дымоход, застилали новые или чисто выстиранные скатерки, рядна и полотенца.
Обязательно пытались купить обновки (новая одежда) для всех членов семьи и новую посуду (макитры, горшки, кочерги и макогоны). Из воска собственной пасеки люди изготовляли праздничные свечи, приговаривая специальные заговоры и молитвы.
В подготовке к рождественско-новогодним праздникам были задействованы и мал и стар. Бабушки, деря перо на подушки, попутно учили детвору колядовать, щедровать и засевать. Парни и девушки, готовясь к колядкам, собирались вместе, изготовляли ритуальные наряды, учились выполнять действа с вертепом и рождественской зарей. Также избирали своего главного атамана („березу"), побажальников (тот, кто будет желать), казначея, міхоношу (тот, кто будет носить мешок) и других исполнителей.
Рождество в Украине – слияние христианских и языческих обычаев
В канун Рождества – 6 января (этот день звали Вилия) еще на рассвете хозяин и хозяйка ритуально готовили Божью еду – кутью и узвар. Для этого особенным образом в печи ложились дрова, которые требовалось зажигать „живым огнем" (потерев деревом о дерево, или огнивом), в более поздней традиции уже пользовались спичками.
Для кутьи бралась заблаговременно потолченная и моченая пшеница, а также „непочатая" – набранная до восхода солнца вода, которую, считали, освятил ночью сам бог солнца. Это касалось и кнышей, которые вынимали из печи „до света", а в печь сажали калачи и постные пирожки. Кныш выпекали, замешивая его как обычный хлеб, и кладя сверху маленький хлебец, который звали душой и который предназначался для Духов-Лада, то есть душ умерших предков. Потом хозяйка готовила на предрассветной воде и в новом горшке голубцы и другие блюда, которых должно было быть двенадцать.
Особенно следили, чтобы Божья еда была вынута из печи с восходом солнца. Для окончательного приготовления кутьи к сваренной пшенице добавляли мед, валашские орехи, мак и изюмины (пшеница считалась символом вечной жизни, а мед – вечного счастья святых на Небе). Вар или узвар готовили из сухофруктов (яблок, груш, слив, вишен).
Когда Божья еда и кныши уже на скамье, то с первым лучом солнца хозяин открывал домашние двери, амбары, риги, конюшни и даже ворота, потому что, считалось, что на землю всходит бог урожая, достатка и богатства. Волшебным зельем (маком-видюком) люди осыпали всю домашнюю живность, чтобы отвернуть злую силу и еще раз проверяли все ли готово к Свят-вечеру. Тогда уже требовалось внести в дом „Святки". Для этого отец брал за руку старшего мальчика и шел с ним в овин, неся непочатую воду, а мальчик – три колоска. Там уже стоял приготовленный Рай-дидух и 12 вязанок душистого сена. Все это обрызгивали довосходной водой и, приговаривали молитву: „Милостивый Боже, и ты, Солнце праведно, со Святым Рождеством! В прошлом году дали вы урожай, дали добро, богатство и здоровье... Пошлите еще лучше в этом году!"
Потом брали Рай-дидуха и сено и несли к жилищу, где хозяйка встречала их с кнышом и зажженной свечой. Впоследствии все вместе устанавливали Дидуха на покуте, стелили сеном стол и пол, и детки ритуально катались по полу, чтобы не переводилась живность.
Согласно традиционному украинскому мировоззрению Рай-дидух вмещал в себе дидухов-пращуров, дух жилья, добрых Духов-Лада. Последние, считалось, после жатв вселяются в сноп-Дидух и с ним переходят с нивы в ригу. А другие Духи-Лада переходят из полей в леса, горы и долины. Именно на Вилию духи вместе с Дидухом, которого еще зовут „Раем" (потому что именно там находятся души), входят в жилище людей и для них хозяева устраивают Святую Вечерю. На эту Богатую Кутью кроме добрых духов приходят и бог урожая, и бог домашних животных.
До тех пор пока Рай-дидух стоит на покуте, сурово запрещалось выполнять любую работу, кроме ухода за скотом. В эту пору хозяйки даже выносили из жилища веник, чтобы не подметать в доме. Святым называли не только ужин 6.01, но и следующие ужины вплоть до Щедрого Вечера 13.01. В эту пору годилось лишь праздновать и не работать.
Место же Дидуха в доме звалось „Раем", потому что там, считали, с этого времени будут находиться души пращуров-покровителей рода и дома.
Поверх сена на столе стелили первую скатерку для добрых душ и, разложив по краям чар-зелье или чеснок, застилали вторую скатерть – для людей. Посреди стола хозяин ставил для духов кныш, а хозяйка каравай, в который вставляли свечу.
Кутью и узвар торжественно переносили на покуть, предварительно собрав из кутьи сухой верх для живности. Дети в это время магически кокали и жужжали, чтобы куры и пчелы велись. Кутью накрывали кнышом, узвар – караваем и, похозяйничав со скотом, все ожидали наступления сумраков.
Готовясь к ужину, семья надевала нарядную одежду и нетерпеливо ожидала первой зари на ночном небе, потому что целый день нужно было поститься и ничего не есть.
Выйдя во двор, дети следили за небом и с появлением звезды, заходили в дом и извещали долгожданную весть. Из этого момента можно было начинать Святую Вечерю.
Украинские обычаи на Свят вечер – ночь перед Рождеством
Первым за стол садился хозяин, а за ним по старшинству и другие. Все почтенно продували скамьи, чтобы не присесть на Духа, потому что считалось, что на богатую кутью приходят духи предков. Во время святого ужина не гоже было вставать из-за стола (это могла делать лишь хозяйка, которая садилась перед столом), разговаривали почтенно и не громко.
В Вилию, в канун Святой Вечери, не гоже было ходить в гости или к другому дому, а также ничего не одалживали. Все пытались быть дома вместе и даже путешествующие предпочитали до этого дня вернуться домой. Начиная Святую Вечерю, хозяин с молитвой набирал из горшка в новую макитру кутью, добавлял тертого мака и медовую ситу и ставил на стол (где горела зажженная свеча, лежал кныш и каравай). В первую очередь кормили скот и домашнюю живность.
Потом самый старший хозяин брал ложкой кутью и говорил молитву за покойных дедов и родителей, приглашая их на ужин. Для них и отсутствующих членов семьи на столе специально ставили две рюмки и тарелки (из них никто не ел, и туда насыпали кутью). В некоторых районах сохранился обычай подбрасывать ложку кутьи к потолку, приговаривая, чтобы Бог послал много приплоду в хозяйстве. Потом хозяин подносил рюмку и произносил молитву за сущих членов семьи. За ужин рюмка очередью обходила всех взрослых родственников, а кушанья употребляли из общих мисок.
Считалось доброй приметой, если на Святую Вечерю приходили одинокие, бедные, неприкаянные люди. Их щедро принимали и угодничали.
По традиции, на Святвечер должно быть „богато" – 12 постных блюд: кутья, узвар, горох, капустник, рыбные блюда, голубцы, борщ, вареники, блины, каша, пирожки, грибы. После ужина, который длился несколько (3-4) часов, кутью и некоторые другие блюда не убирали со стола, а оставляли для духов, которые будут садиться за Святую Вечерю во второй раз. Для них также ставили стакан воды и чистое полотенце.
После ужина люди начинали петь колядки, которые еще с дохристианских времен посвящались сотворению Мира, Богу-солнцу, урожайности и приплоду домашней живности. Гадали по стебелькам, которые вытягивали из-под скатерки на столе. Потом родители одаривали детей, гостей и друг друга деньгами и подарками, что символизировало будущий достаток и богатство.
После Святой Вечери и угощений не гоже было спать, особенно хозяину и хозяйке, которые ложились отдохнуть одетыми, чтобы не заснуть. Пытались без надобности не выходить из дома или из двора и ничто не занимать до утра. Лишь дети могли отнести обрядовую еду дедушкам, бабушкам или крестным отцам, которые жили рядом.
Окошки жилищ всю ночь сверкали светом, потому что и свечи не гасили на Святой Вечер, они сами должны были догореть полностью. Все разговоры велись спокойно, почтенно и касались они предков рода и хозяйства. Нельзя было злиться, ссориться, говорить что-то плохое, потому что это могло сбыться, поскольку в эту ночь злые духи, ведьмы и другие недобрые силы блуждали под окнами и все слышали.
Празднование Рождества
Под утро до восхода солнца начинали ходить мальчики-виншувальники (девочкам ходить с приветствиями не годилось) и „виншували".
Виншувальникам очень радовались, потому что хозяева переживали, чтобы первой не пришла особа женского пола. Потому радостно одаривали ребят деньгами и гостинцами (конфетами, яблоками, орехами, книшиком и т.д.).
7 января праздновали первый день Рождества Христово (годилось отмечать три дня 7 - 9.01). Утром вся семья или несколько представителей шли в церковь на праздничную молитву, которая посвящалась воспоминаниям о рождении Иисуса Христа. Возвращаясь из церкви, люди радостно здоровались:
Христос родился! - Славите его! или - Со Святым Рождеством будьте здоровы!
Иногда, утром хозяин опять ставил свечу, обкуривал дом, обрызгивал святой водой, хозяйка мыла посуду и все еще раз с молитвой садились за постный стол. И только после этого еще раз мылись миски, ложки и накрывали скоромные блюда, люди разговлялись, потому что пост окончился. К Рождеству специально подкармливали и кололи кабана, чтобы приготовить колбасу, кишку (кровянку), студень, зельц, жаркое с гречишной кашей. Готовили также одно молочное блюдо.
После такого сытного обеда хозяин клал на пороге топор и домочадцы, переступая через него, выходили из дома. Хозяин шел хозяйничать со скотом, а пожилые люди и молодежь шли в село для общения. В первый день Рождества в гости почти не ходили. Только женатые дети (с невесткой или зятем) должны были посетить по обеде своих родителей, говорили, что везут „деду ужин".
Уже под вечер шли первые детские ватаги колядников, каждый имел через плечо котомку, куда складывали гостинцы. Спрашивали у хозяев кому колядовать (чаще всего сыну или дочери), становились перед „застольным окном" и распевали магические стихотворения-молитвы. Люди с верой, надеждой и уважением относились к таким чистосердечным „вестникам добра и счастья".
Вечером к общественной коляде „людно" готовились возле церкви или школы холостяцкие общества. Избирали своего руководителя – Березу (Березая), латкового (собирает сало и колбасы), хлебоношу, казначея, звездаря (носит зарю), звонарей, танцоров, скрипачей. Колядовать годилось несколько ночей, пока обойдут каждое жилище в поселении.
С удовольствием разместим Ваши статьи и материалы с указанием авторства.
Информацию присылайте на почту
Иисус Христос был рожден в городе Вифлееме в 5508 году от сотворения мира. Первыми о его рождении узнали пастухи, которые отправились в путь, чтобы поклониться младенцу. Также к месту рождения Христа отправились и восточные мудрецы - волхвы, принесшие младенцу Иисусу дары.
В христианском мире Рождество отмечается с особым благоговением - этот праздник всегда окружался множеством традиций, которые и по сей день соблюдаются верующими людьми.
Семейный праздник
В христианском мире Рождество считается семейным праздником. В этот день в доме царят покой, любовь и согласие. Раньше принято посыпать стол сеном, затем стелить скатерть, а в центре стола ставить блюдо с кутей и другие блюда.
В Украине канун Рождества называют "Святий вечір" или "Коляда".
Пост до первой звезды
В этот день следует соблюдать строгий пост с полным воздержанием от пищи до первой звезды, которая символизирует рождественскую звезду, возвестившую волхвам о рождении младенца Христа
Первая вечерняя звезда оповещает людям про великое чудо - рождение Сына Божьего. И только после ее появления можно начинать Святую Вечерю - но сперва обязательно нужно зажечь свечу и помолиться.
Святой Вечер
А вот на стол в этот вечер принято готовить праздничную кутю. С этого блюда и начинают праздничный ужин. В Святой Вечер, на рождественском столе должно быть 12 блюд - по числу апостолов Христа. От каждого блюда стоит отведать хотя бы немного, чтобы не было голода.
От каждого блюда стоит отведать хотя бы немного. Фото: papigutto.com.ua
Святочные гадания
Среди девушек широко был распространен обычай гадать перед Рождеством. Ночь перед Рождеством считалась лучшим временем для гаданий.
Рождественские колядники
Начиная с вечера, всюду по городам и селам начинают ходить христославы (колядники) с "Вифлеемской звездой". На палке закреплялась большая звезда из золоченой бумаги, украшалась фонариком, бумажными гирляндами, иконой Рождества, Спасителя или Божией Матери. Затем с "Вифлеемской звездой" колядники обходят дома с песнями во славу Иисуса Христа.
Праздник милосердия
Рождество отмечается христианами прежде делами благотворительности. В этот день щедро раздавали милостыню. В каждом доме колядующих ждали угощения или деньги. Не принять колядников считалось большим грехом. Состоятельные люди считали своим долгом передать милостыню нищим, больным, вдовам и сиротам. Вниманием отмечали и животных, ведь, согласно преданию, в холодную ночь вол и осел согревали Иисуса Христа своим дыханием. В деревнях для птиц, страдающих от голода и холода, выставляли ржаной сноп.
Но самой важной является традиция мирится в этот день и забывать все обиды прошедшего года - и вольные, и невольные.
Двенадцать дней после Рождества до 17 января называются святыми днями или Святками. В эти дни пост не соблюдают.
Напомним, Українські Новини рассказали гастрономические