Исследовательская деятельность 2 мл группе. Картотека познавательно – исследовательской деятельности в первой младшей группе. картотека (младшая группа) на тему. Предполагаемые результаты проекта
Цели: Формировать умение наблюдать и делать выводы. Познакомить детей со свойствами бумаги. В ходе экспериментальной деятельности учить давать полные ответы. Развивать мышление, речь детей. Воспитывать любознательность.
Оборудование : чудо - дерево, различные виды бумаги, емкости с водой, клей, кисточки, фломастеры, мольберт.
Логика образовательной деятельности
1. Игровая ситуация:
Посмотрите, что необычного у нас появилось в группе(до начало занятия в экспериментальный уголок ставится чудо - дерево)
Вот так «Чудо-дерево» выросло у нас в группе, посмотрите, что растет на нашем дереве?
Интересно, а это что? (показ листка бумаги) Откуда он здесь взялся?
Я вам расскажу что дерево наш помощник во всем, оно не только дает плоды. И еще самое важное из дерева делают бумагу.
Хотите узнать как из дерева получаются листы бумаги?
Про это мы узнаем когда пойдем в старшую группу.
А сейчас давайте с вами поэкспериментируем с бумагой превратиться в маленьких ученых и зайдем в нашу маленькую лабораторию.
2.Обследование бумаги(заносить результаты исследований на мольберт используя условные обозначения)
Работа у первого стола. Оборудование: наборы разной бумаги альбомный лист, салфетка, тетрадный лист, кусочки обоев, бархатная бумага т.д.
Посмотрите как много на столе разной бумаги, давайте ее потрогаем и рассмотрим
Зеленый листок бумаги какой на ощупь… .(гладкий)
Красный листок бумаги какой на ощупь… .(шероховатый)
Синий листок бумаги какой на ощупь… .(толстый)
Оранжевый листок бумаги какой на ощупь… (тонкий, мягкий).
Делает вместе с детьми вывод:
Бумага разная на ощупь: гладкая, мягкая, шероховатая, бугристая и т. д.
Посмотрите, какая бумага по цвету?(разноцветная.) Сейчас мы поиграем Д/игра «Покажи правильно» поднимите бумагу красного цвета, синего ит.д.
Можно через бумагу что-нибудь увидеть?
Посмотрите.
Делает вместе с детьми вывод: через бумагу ничего не видно.
Работа у второго стола. Оборудование: листы альбомной бумаги, фломастеры, краски, карандаши, ватные палочки и т.д.
Ребята на бумаге можно рисовать?
Проверим. Предлагаются детям альбомные листы бумаги, фломастеры, краски, ватные палочки, цветные карандаши.
Самостоятельная - творческая работа детей.
Вывод: на плотной бумаге можно рисовать
Опыт 3. «Мнем и разглаживаем»
А еще бумагу можно мять, сомните ее, у нас получился колобок,а теперь разгладьте
Вывод: бумагу можно мять и разглаживать.
Работа у третьего стола. Оборудование: емкость с водой, бумага.
Предлагаю поместить бумагу в емкость с водой. Что происходит?
Бумага намокла, попробуйте взять ее в руки. Что произошло?
Вывод: бумага размокла и порвалась. Бумага боится воды.
Бумагу можно разорвать руками на мелкие кусочки, какая бумага рвется легче альбомный лист или салфетка? Посмотрите,сколько мелких кусочков у нас получилось. Как вы думаете, они нам нужны? Что с ними можно сделать? (склеить)
Опыт 6 «Склеивание бумаги»
Для данной работы нам понадобиться: кусочки бумаги, клей. Посмотрите, у меня для вас есть контуры реки, снежных сугробов, горы. Сначала нанесите клей на весь контур, затем раскладывайте кусочки бумаги. Посмотрите,какие получились у вас картины.
Вывод: бумагу можно склеивать, и получилась красивая картина
Как вы думаете может ли бумага летать?.У нас остались кусочки порванной бумаги возьмите их в ладошки, пройдите на коврик. Подуйте на ладошки, что происходит? На что похожи кусочки бумаги?(осенние листочки)
Вывод: Маленькие кусочки бумаги легкие, когда на них подуешь они разлетаются.
Ребята вам было интересно?
Давайте вспомним. что мы узнали про бумагу?(Дети подходят к мольберту по условным обозначениям проговаривают, что узнали про бумагу.)
Развитие ребенка всегда находится на самом первом месте для любящего и заботливого родителя. А когда ребенку всего 3-4 года, то родители всегда стараются использовать всевозможные развивающие игры для детей 4 лет. Ребенок в этом возрасте уже посещает детский сад. Поэтому развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников обеспечивает преемственность целей семьи и детского сада.
Значение развивающей деятельности
Любая деятельность ребенка чему-то учит или закрепляет имеющиеся навыки. Это же касается и познавательно-исследовательской деятельности во 2 младшей группе. В процессе ее осуществления ребенок удовлетворяет свое естественное любопытство и заинтересованность экспериментами с предметами окружающего мира и познанием их свойств.
Целью познавательно-исследовательской деятельности является формирование начальных представлений о материалах, которые могут использоваться для изготовления предметов. Дети узнают назначение предметов и учатся использовать их правильно.
Задачи данной деятельности малышей в возрасте 3-4 лет заключаются в следующем:
- создать для ребенка проблемную игровую ситуацию, повлиять на его вхождение в нее (главная роль остается педагогу);
- активизировать желание детей решать сложившуюся проблемную ситуацию и искать из нее новые выходы (педагог принимает в этом активное участие);
- способствовать развитию более тщательного исследования предметов и объектов окружающего мира.
Наибольшее внимание привлекают свойства природных объектов, которые дети в процессе проведения опытов в познавательно-исследовательской деятельности «открывают» для себя самостоятельно. Дети в основном изучают свойства воды, песка, глины, бумаги, камней, растений и прочее.
Средства познания окружающего мира
Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста основана на наблюдении. Ребенок с удовольствием наблюдает за опытами воспитателя в детском саду или родителей в домашних условиях. Они также могут быть заинтересованы в наблюдении за природой и ее явлениями, например, рост деревьев и кустарников, изучение листьев и плодов.
Также познавательно-исследовательская деятельность во 2 младшей группе связана с действиями и предметами. Для того чтобы изучить предмет, его назначение и свойства, ребенок выполняет с ним различные манипуляции.
Задействуя первостепенные средства познания окружающего мира, у ребенка развиваются все стороны личности, возникает интерес и желание узнавать окружающий мир. Ребенок начинает осознавать уникальность жизни даже в самых чудных ее проявлениях. Во время выполнения познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста воспитывается необходимость сохранять, уважать и оберегать природу.
Виды деятельности детей младшего возраста
Развивающие игры для детей 4 лет должны быть основаны на тех видах деятельности детей, с помощью которых они изучают и познают этот мир. Как известно, у детей в этом возрасте основным является наглядно-образное мышление. Поэтому принцип наглядности в данном случае просто необходим для обучения детей раннего возраста.
В процессе обучения целесообразно использовать тематические беседы с привлечением картинок, иллюстраций, вырезок, шаблонов. Это помогает формированию более полных образов в памяти ребенка.
Опыты также пользуются популярностью в обучении. Этот вид деятельности сочетает в себе и наглядность, и словесность, и практичность. Дети своими руками могут изучить свойства и признаки предметов. Во время осуществления опыта у ребенка происходит развитие всех психических процессов, в частности, мышления. Самые необходимые операции - анализ, синтез и сравнение - развиваются в таких условиях наилучшим образом.
Еще один вид деятельности детей, помогающий в освоении окружающего пространства - игра. Это самая простая и понятная ребенку форма получения знаний. В игре ненавязчивым образом малыш проигрывает ситуации, способствующие выяснению свойств и назначений предметов.
Все перечисленные виды деятельности помогают понять ребенку этот сложный мир.
Формы осуществления исследовательской деятельности
Осуществление познавательно-исследовательской деятельности происходит путем нескольких форм:
- экспериментирование;
- исследование;
- коллекционирование;
- проектирование.
В первые три года экспериментальное изучение мира является основным для малышей. Именно поэтому детям так нравится все испытывать и часто использовать не по назначению, чтобы узнать его возможности. Экспериментирование как метод отвечает всем необходимым требованиям и удовлетворяет ведущие формы мышления дошкольника.
Поэтапность детского эксперимента
- Постановка задачи и цели исследования в виде проблемной ситуации.
- Составление прогноза и возможного результата.
- Проведение инструктажа по технике безопасности и уточнение правил безопасного проведения эксперимента.
- Организационные моменты (разделение детей на подгруппы, выбор ответственного и исполняющего).
- Проведение эксперимента (совместно с педагогом).
- Оценка результатов исследования.
- Фиксирование их в протоколе.
- Написание выводов.
Организация исследовательской среды в группе
Некоторые опыты проводят на улице и для их проведения не нужно дополнительных атрибутов. Например, для наблюдения за перелетными птицами или набуханием почек весной. Но есть и такие опыты, которые требуют дополнительных материалов для их осуществления. Именно для постоянного доступа и возможности проведения опыта при первой же необходимости в групповых комнатах создают мини-лаборатории, где хранятся необходимые атрибуты.
Мини-лаборатории, в свою очередь, также поделены на определенные зоны. А именно:
- зона постоянной выставки конечных результатов исследования;
- место для хранения приборов;
- живая зона для выращивания растений;
- контейнеры для хранения природного и бросового материала;
- зона проведения опытов;
- место для неструктурированных материалов (вода, песок).
Особенности организации эксперимента в младшей группе
Поскольку возрастной контингент детей второй младшей группы колеблется в пределах 3-4 лет, то есть определенные особенности построения занятий.
Дети такого возраста могут устанавливать самые простые причинно-следственные связи. И поэтому при возникновении вопроса «Почему?», они стараются ответить на него самостоятельно. Не все дети после многочисленных проб и ошибок прибегают к помощи взрослых. Это объясняется тем, что в этом возрасте у детей преобладает упрямость и самостоятельность. В этом моменте также приходится быть очень осторожным, ведь если ребенок неправильно даст ответ на вопрос «Почему?» и, следовательно, неверно установит причинно-следственные связи, то в его памяти могут закрепиться неправильные представления об окружающем мире.
В младшем дошкольном возрасте познавательно-исследовательская деятельность основана на наблюдении за живой и неживой природой посредством опытов и экспериментов. Для детей эксперимент является подтверждением их понимания мира. Ведь без практического опыта все понятия в их голове остаются лишь сухими абстракциями.
Экспериментирование - это один из способов ребенка увидеть картину мира, которая будет основана на его личных наблюдениях и опытах. Кроме информативности, экспериментирование подогревает интерес ребенка к исследованию.
У этого метода есть очевидные преимущества:
- реальность представлений об изучаемом объекте и о его взаимоотношениях со средой;
- обогащение памяти и развитие всех мыслительных процессов ребенка;
- развитие речи;
- накопление умственных умений;
- формирование самостоятельности ребенка, умения ставить цели и достигать их, искать решение проблемных ситуаций;
- развитие эмоционально-волевой сферы ребенка, творческих способностей, трудовых навыков;
- укрепление здоровья и повышение иммунитета за счет увеличения двигательной активности.
В четырехлетнем возрасте опыты и эксперименты похожи на сюжетную игру. Это подразумевает активную практику ребенка. Педагог задает ему определенный сюжет, который подводит его к необходимым экспериментальным действиям для решения поставленной задачи. Также может предлагаться определенная роль, которая подразумевает экспериментирование ребенка в определенных условиях. Это применяется при коллективном эксперименте.
Тематика исследовательской деятельности
Поскольку организация познавательно-исследовательской деятельности в дошкольном учреждении должна быть целесообразна программным требованиям, то есть предусмотрено ее планирование. В нем прописаны темы занятий с детьми. Они могут проводиться как в групповом помещении, так и на улице. Затрагиваются все аспекты деятельности маленького ребенка.
Темы познавательно-исследовательской деятельности зависят от сезонных изменений природы. Осенью это могут быть «Изучение осенних листочков», «Подготовка животных к зиме» и т. п. В зимний период это «Определение температуры таяния снега», «Заледенение воды» и т. п. Весенние темы будут звучать: «Исследование набухания почек на деревьях», «Выращивание цветов» и т. п.
Летом обычно не проводятся занятия по познавательно-исследовательской деятельности, поскольку многие дети не посещают дошкольные учреждения по случаю отпуска. Но это не значит, что развитие детей в этот период останавливается. В летнее время эта ответственность ложится на родителей.
Планирование работы
В план познавательно-исследовательской деятельности детей в дошкольном учреждении могут быть вписаны следующие занятия:
- «Посадка лука и наблюдение за его развитием»;
- «Изучение камней»;
- «Исследование веточек деревьев»;
- «Осенние листья»;
- «Комнатные растения»;
- «Ребятам о зверятах»;
- «У меня живет котенок»;
- «Осень золотая»;
- «Волшебница Водица»;
- «Перелетные птицы»;
- «Домашние животные»;
- «На дворе у бабушки» и пр.
Особенности занятий
Познавательно-исследовательская деятельность во 2 младшей группе подразумевает проведение занятий с детьми. Однако в их структуре есть изменения. Так же, как и другие программные занятия, оно имеет определенные задачи. Очень часто прописаны и действия, которые должны быть осуществлены в ходе занятия.
Этапы исследования подразумевают поочередное выполнение прописанных в задачах действий. Задания такого плана проводятся не каждый день, поскольку они направлены на длительное изучение темы. В них прописываются результаты работы детей и их дальнейшие действия.
Если сравнивать эти занятия с обычными фронтальными или подгрупповыми плановыми занятиями, то можно заметить, что конспект намного короче, в нем не прослеживаются основные структурные компоненты организационного момента, основной и заключительной части. Однако можно отметить пролонгированную направленность в течение дня. Если плановое занятие длится максимум 45 минут, то занятия по познавательно-исследовательской деятельности во 2 младшей группе прослеживаются в режимных моментах на протяжении дня.
«Перелетные птицы»
Приведем пример занятия. Осенью познавательно-исследовательская деятельность основана на изменениях природы и животного мира. Дети изучают приметы осени и поведение животных.
Тема занятия: «Перелетные птицы».
- Реализуемые задачи: ознакомление детей с обобщающим понятием «перелетные птицы» и определение птиц, относящихся к этой категории.
- Материал и оборудование: иллюстрированная картотека «Перелетные и зимующие птицы», дидактический материал (серии раздаточных картинок «перелетные птицы»).
- Утро: изучение альбомов, иллюстраций в книгах, энциклопедиях.
- Беседы с детьми в течение дня: «Каких птиц ты знаешь?», «Строение птиц», «Питание птиц».
- Развивающие и дидактические игры: «Один-много», «Вставь пропущенное слово», «Угадай-ка», «Чья часть тела?», «На кого похоже».
- Индивидуальная работа: складывать разрезные картинки с Лерой, «Птичье лото» с Захаром.
- Прогулка: наблюдения за перелетными птицами, дождем и ветром, деревьями без листьев, одеждой прохожих.
- Опытный эксперимент: «Строим горку из сыпучего песка», «Почему песок убегает?», «Следы на песке», «Рассмотри песчинки», «Слепи из мокрого песка».
- Вечер: развивающие и дидактические игры «Угадай птичку», «Найди такую же птицу», «Найди подходящий цвет», «Собери пирамидку».
- Чтение: А. Барто «Вам нужна сорока?», Е. Благинина «Улетают, улетай», Е. Трутнева «Галка», О. Дриз «Своя погода», И. Токмакова «Голуби», Эльген Э. «Птичка».
Результат: знание и умение классифицировать перелетных и зимующих птиц, по дороге домой обсуждение их с родителями.
Условия организации игр
Развивающие занятия для детей во 2 младшей группе должны быть организованы с учетом наглядности и возрастных особенностей детей. Для этого необходимо соблюсти определенные условия:
- в группе должны быть игрушки всех видов и размеров;
- материалы, из которых они изготовлены должны иметь различные свойства, признаки и качества;
- атрибутика игр должна быть полностью укомплектована (у детей в данном возрасте еще не сформирована способность использовать предметы-заместители или проигрывать некоторые действия мысленно);
- игровое оборудование должно быть не «на вырост», а соответствовать определенному возрасту.
Соблюдение данных правил способствует многоплановому развитию детей и осуществлению их потребности в исследовании окружающего мира.
Уголок уединения
Несмотря на множество необходимых игрушек и пособий, в группе необходимо создать место для успокоения и уединения ребенка. Там он может спокойно привести свои мысли в порядок и закрепить полученную в течение дня информацию.
Возможно, в этом уголке ребенок захочет провести какой-либо исследовательский опыт. Именно поэтому рекомендуется сочетать этот уголок с уголком природы. Кстати, для его оформления можно использовать те цветы, которые дети выращивают в процессе познавательно-исследовательской деятельности.
Растения, особенно те к которым ребенок приложил свою руку, добавляют ему спокойствия. Также в таких уголках рекомендовано располагать игры с водой и песком. Когда дети на занятиях изучат их свойства, им будет приятно самостоятельно повторить этот опыт в уголке уединения.
Мебель в этом уголке должна быть мягкой и удобной, располагающей к спокойному изучению новых характеристик предметов. Для увеличения образовательного эффекта данной зоны, рекомендовано располагать там альбомы и журналы с птицами, животными и насекомыми. Например, если на этой неделе вы рассматриваете свойства и признаки зимы, то можно положить на журнальный столик в уголке иллюстрированный альбом с картинами известных художников, рисующих зимние пейзажи.
В спокойной обстановке любая информация запоминается лучше.
Цель: Уточнить представления детей о песке, камнях, глине, почве, о значении этих материалов для жизни растений. Формировать бережное отношение к комнатным растениям, трудовые навыки. Развивать желание ухаживать за ними.
Ход занятия.
Воспитатель укладывает в широкие коробки камни, песок, чернозём, подготавливает лейки с водой и растения. В группу «приходит» Дед из сказки «Репка», здоровается с детьми, в руках у него коробка. Он просит угадать, что у него лежит в коробке.
Игровое упражнение «Части — Целое» (Метод развития творческого мышления, воображения). Дед называет части целого: корни, стебель, листья, бутон, лепестки = цветок. Дед хвалит детей и предлагает собрать цветок из частей.
Игровое упражнение «Собери целое». Метод, основанный на системном подходе. Перед детьми рассыпанный набор подсистем (корни, стебель, листья, бутон, лепестки) системы цветок. Дед помогает детям нанизывать на стебель – листья, корни, бутон. Дед хвалит детей.
Воспитатель вносит коробки с камнями, песком, чернозёмом. Рассматривает вместе с детьми, обсуждает их свойства. Даёт каждому ребёнку камень, просит нажать на него пальцем, погладить, рассмотреть. Уточняет: камни твёрдые, неровные, разной формы и цвета.
Затем обращает внимание на песок, просит потрогать его, нажать на него, взять щепотку и сделать движение – как будто солишь. Уточняет: песок мелкий, сыпучий, жёлтый. Затем рассматривает землю. Воспитатель, задавая детям вопросы, уточняет: Это земля, чернозем. Она чёрная, мягкая – не похожа ни на камни, ни на песок. Предлагает прикоснуться ладонью к земле, почувствовать какая она мягкая, пушистая. Спрашивает у Деда, такая ли она в огороде.
Затем воспитатель показывает детям и Деду растение, показывает его, говорит, что это не огородное, а комнатное растение. Показывает его корни, стебель, листья, говорит, что оно живое, с ним надо осторожно обращаться, чтобы не поломать, не поранить. Это молодое растение, его надо посадить. Оно вырастет, станет большим, красивым.
Физкультминутка. Игра «Цветочки». Метод развития творческого мышления и воображения.
Воспитатель показывает пчёлку, которая ищет цветочки, чтобы напиться нектара, но никак их не может найти. Воспитатель предлагает детям помочь пчёлке и самим стать цветочками. Дети выполняют движение под слова стихотворения.
Вот растут цветочки,
На длинных стебелёчках,
А на стебелёчках
Зелёные листочки.
Ветер прилетит
Листочки шевелит.
А в земле корешки,
Очень сильные они
И бутончик у цветка
Это просто красота.
Он сейчас зацветёт
Лепесточки развернёт
Пчёлка прилетала
Нектар собирала.
Дети садятся за столы. Воспитатель продолжает. Комнатные растения сажают в горшки (показывает). Для посадки нужны камни, песок, земля, а потом и вода. В горшок нужно положить сначала камни, затем немного песка, а потом землю. Сверху посыпаю ещё песка, а потом смешаю. Земля даёт растению питание, песок хорошо пропускает воду. В такой почве корням растения будет хорошо, и оно начнёт расти.
Воспитатель с детьми и Дедом сажают растения. Воспитатель поясняет, что корни должны быть в земле, нужно обжать землю у основания стебля, предлагает детям полить растение.
«Дедушка, мы всё правильно сделали?». Дед одобряет, хвалит всех. На растение надевают широкий целлофановый пакет, поясняет: «Растение, мы только что, посадили, оно сейчас болеет. Надо, чтобы ему было тепло, спокойно, чтобы на него не дул ветер, поэтому несколько дней оно постоит под пакетом – ему так лучше, как в хорошей больнице». Дедушка, мы правильно делаем? Затем воспитатель говорит, как важны камни, песок, земля и вода для растения – без них они расти, не могут.
Цель. Создать условия для формирования интереса к познавательно — исследовательской деятельности
Задачи. Дать детям возможность включаться в совместные с взрослыми практические познавательные действия, изучая свойства льда. Закреплять и расширять знания о диких и домашних животных республики Татарстан. Развивать активный словарь детей. Воспитывать интерес к живой и неживой природе родного края
Ход образовательной деятельности
Воспитатель.
Однажды утром мама сказала мальчику, что сегодня на улице очень хорошая погода и светит солнышко. Но тут на небе показалось облако, и мама предложила остаться дома, вдруг будет холодно или пойдет снег. В какое время года бывает снег?
Дети.
Зимой.
Воспитатель.
Мальчик посмотрел на облако и сказал, чтобы оно уходило с неба и не мешало гулять. Дети, а как бы вы поступили? (Уточняю и обобщаю ответы детей)
А облако улыбнулось, заглянуло в окошко к мальчику и предложило погулять по небу.
Дети, давайте, и мы вместе с мальчиком отправимся на прогулку. (Дети садятся на облачко, расположенное на полу.)
Поплыли над крышами домов, покрытыми снегом, над улицами, машинами, над нашим детским садом, городом, лесом и полями. Посмотрите, ребята, внизу стоит сундучок. Посмотрим, что же лежит в сундучке? (Открываю сундучок и показываю детям картинки, раздаю их. Дети называют животных, изображённых на картинках.)
— Ребята, как можно назвать всех, кто изображён на картинках, одним словом?
Дети.
Животные.
Воспитатель.
Дети, посмотрите, у нас здесь есть уголок леса, где растут разные деревья: береза, дуб, клен. Как называются животные, которые живут в лесу?
Дети.
Дикие животные.
Воспитатель.
А в этом уголочке у нас стоит домик. Кто живет рядом с человеком в деревне или у вас дома?
Дети.
Домашние животные.
Воспитатель.
Посмотрите внимательно на свои картинки, подумайте, куда вы пойдете – в лес или к домику? По сигналу «В дом», начинайте искать свой дом.
(Р\и «Найди домик». Спрашиваю детей, почему они выбрали дом или лес, уточняю и обобщаю ответы детей.)
Молодцы, дети, все правильно нашли свой дом. Домашние животные живут рядом с человеком, а дикие животные живут в лесу. Продолжаем нашу прогулку, садимся на облачко и летим дальше. Дети, послушайте, кто-то плачет. Что же случилось? (На доске выставлены изображения детенышей животных.)
Ребята, посмотрите, детеныши некоторых животных потеряли своих мам и им очень грустно. Поможем найти мам? Но для того, чтобы помочь им мы должны правильно сказать, как зовут маму и как зовут детеныша. (Р\и «Мамы и дети».)
Мы помогли нашим маленьким друзьям найти мам. Они благодарят за помощь. А мы сейчас поиграем в снежки. (Музыкально — подвижная игра «Игра в снежки»)
Наша прогулка продолжается. Ребята, а кто зимой спит в берлоге?
Дети.
Медведь. Давайте попробуем его позвать, может он уже проснулся, ведь скоро весна. Все вместе скажем «Ау». (Игровое упражнение «Эхо»)
Воспитатель.
Закричали все: «Ау!» Никто не отзывается, лишь эхо откликается. Наше эхо возвращается к нам тихо — тихо: «Ау! Ау!».
Воспитатель обращает внимание на «сугроб», покрытый снежинками.
Ребята! Посмотрите, какой большой сугроб? Припорошило снегом кого-то, может, здесь медвежонок спит. Сдуем снежинки и посмотрим. (Дыхательное упражнение «Сдуй снежинку».
Дети дуют на сугроб, снежинки разлетаются и появляется медвежонок. Рядом с медвежонком стоит прозрачный стакан со льдом)
Ребята, посмотрите, медвежонок проснулся. Здравствуй, медвежонок. Медвежонок, а что у тебя в стакане? Ребята, а вы как думаете, что в стакане?
Дети.
Это вода.
Воспитатель
. И медвежонок, говорит, что он осенью поставил на стол стакан с водой. (Показываю детям стакан со льдом и переворачиваю его вверх дном.)
Какая же это вода, если она не выливается? Медвежонок расстроился и не знает, что теперь делать. Объясним ему, куда делась водичка. Куда подевалась вода, дети? Ребята, сможете объяснить, что случилось с водой?
Дети
. Вода в стакане замерзла и превратилась в лед.
Воспитатель.
Почему вода замерзла?
Дети.
Потому что, зимой холодно.
Воспитатель
. Да, ребята, никуда вода не исчезла, она просто превратилась в лед. Но ведь медвежонок хочет пить. Дети, как же помочь медвежонку? (Предоставляю детям возможность потрогать лед в стакане. Дети предлагают варианты решения проблемы.)
Правильно, надо его нагреть. Тогда лед растает и снова превратится в воду. Сейчас попробуем нагреть лед. Положим лед на теплую ладошку и посмотрим, что получится. (Раздаю детям кусочки льда.)
Что случилось со льдом?
Дети.
Лед начал таять и на ладошке появилась вода.
Воспитатель
. Что мы делали со льдом, чтобы он превратился в воду?
Дети.
Грели.
Воспитатель.
А как нагревали?
Дети
. Грели ладошками, потому что ладошки теплые.
Воспитатель. Медвежонок благодарит нас, за то, что мы ему объяснили, куда подевалась вода и как можно растопить лед. Вода просто замерзла и превратилась в лед, а лед можно растопить, если его нагреть. А теперь нам пора возвращаться домой, встаем на облачко и летим обратно в детский сад. А мальчик на облаке отправится домой, где он расскажет маме, как гулял по небу на облаке вместе с ребятами из детского сада. Как вместе помогли маленьким детенышам диких и домашних животных найти своих мам, рассказали медвежонку, почему замерзла вода и показали, что бывает со льдом, если его нагреть.
Название: Конспект занятия по познавательно — исследовательской деятельности во 2 младшей группе «Веселая прогулка»
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, опытно-экспериментальная деятельность, Вторая младшая
Должность: воспитатель
Место работы: МБДОУ №77
Месторасположение: г. Нижнекамск РТ
гульфира галиакберова
Картотека опытно-исследовательской деятельности во второй младшей группе.
1. Игры с песком «Я пеку, пеку, пеку…»
Цели : познакомить со свойствами песка, развивать воображение, мелкую и крупную моторику рук. Расширять практический опыт детей .
2. Игры с вертушками.
Цели : познакомить детей с понятием» ветер», учить замечать движение деревьев во время ветра, создавать ветер с помощью дыхания.
3. Опыт по выявлению свойств солнечных лучей : мокрые резиновые мячики выносятся в солнечный день на участок, дети наблюдают, как мячи постепенно высыхают.
4. Игра-забава с мыльными пузырями.
Цели : наблюдение за ветром, профилактика нервно-психического напряжения в период адаптации детей.
5. Экспериментирование с песком : дополнить представления детей свойствах песка : сухой-рассыпается, мокрый- липнет, принимает форму емкости (формочки,Формировать элементарные навыки экспериментирования, развивать логическое мышление, любознательность.
6. Эксперимент : свойства сухого и влажного песка.
Цели : предложить детям сравнить сухой и влажный песок, учить правильно их называть, использовать простейшие конструкции сравнения. Обогащать словарный запас, развивать грамматический строй речи.
7. Игры с песком :»Угощение для кукол»
Цели : учить детей использовать свои знания о свойствах песка, выбирать формочки для осуществления задуманного.
8. Опыты с вертушками .
Цели : обсудить, почему они вертятся, почему качаются деревья?
9. Рисование на мокром песке.
Цели : обогащать эстетический опыт детей .
10. Опыты с камнями .
Цели : развивать тактильные ощущения. Сверху камни-теплые, снизу холодные.
11. Работа в сенсорном уголке. Дидактическая игра «Узнай по вкусу»
Цели : учить детей на вкус определять овощ или фрукт.
12. Рассмотреть строение снежинки через увеличительное стекло, рассказать, что каждая снежинка состоит из крохотных льдинок.
13. Начать знакомить со свойствами снега : снег пушистый, легкий. Подбросить снег на лопатках вверх и понаблюдать, как он падает, легко рассыпаясь. Снег от тепла тает, взять снег в ладошку и понаблюдать, как он начнет таять (объяснить детям, что ладошка теплая) .
14. Рассмотреть лужи, покрытые тонкой корочкой льда, объяснить детям, почему это происходит.
15. Начать знакомство со свойствами льда (лед хрупкий и тонкий) . Для этого разбить лед лопаткой и рассмотреть кусочки льда (лед от тепла тает так же, как и снег) .Для этого положить кусочек льда на ладошку и понаблюдать, как он начнет таять.
16. Опыты со снегом .
Цели : помочь детям выявить основные свойства снега (белый, холодный, тает от тепла руки, учить передавать результаты экспериментирования, используя качественные прилагательные. Развивать любознательность, воображение.
17. Опыт : «Тонет-не тонет» .
Цели : продолжать знакомить детей с простейшими способами обследования предметов, учить наблюдать за ходом опыта , рассказывать о происходящем. Обогащать личный опыт детей , учить делать простейшие выводы.
18. Опыт «Лед и снег»
Цели : предложить детям сравнить свойства корочки льда на лужах и снега, выявить черты сходства и различия. Рассказать детям о том, что и снег и лед образованы из воды. Развивать познавательный интерес, обогащать словарный запас.
19. Опыт со снегом : набрать снег в баночку и поставить в теплое место. От комнатного тепла снег растает, образуется вода. Обратить внимание детей на то, что вода грязная.
20. Эксперимент «Цветной снеговик»
Цели : расширять представление детей о свойствах снега, показать, что снег впитывает краску и приобретает ее цвет. Вызывать эстетические переживания от красоты зимней природы, радость от прогулки.
21. Опыты со снегом
Цели : продолжать знакомить детей со свойствами снега, выявлять их при помощи несложных действий (в мороз снег не лепится, скрипит под ногами. становится пушистым)
22. Экспериментирование с водой.
Цели : формировать представления детей об объектах природы. Предложить рассмотреть воду, описать ее видимые свойства, познакомить с такими свойствами воды как прозрачность, текучесть, способность замерзать при низкой температуре. Активизировать словарный запас детей.
23. Игры со снегом : «Я пеку, пеку, пеку…»
Цели : в ходе беседы актуализировать знания детей свойствах снега, предложить выяснить. Можно ли из снега делать пирожки как из песка. Организовать перенесение опыта детей по работе с песком на действия со снегом.
24. Конкурс «Снежный ком»
Цели : побеседовать с детьми о свойствах снега, определить, какой сегодня снег-сыпучий или мокрый, обсудить, будет ли он лепиться? Проверить выводы детей-скатать снежные комья. Организовать конкурс-у какой команды получится самый большой ком. Собрать из снежных шаров снеговиков, придумать им имена.
25. Опыт » Чем пахнет?»
Цели : учить детей различать запахи. Узнавать запахи знакомых продуктов, рассказывать о результатах экспериментирования. Развивать и обогащать чувственный опыт детей .
26. Опыт : подкрашивание воды и замораживание в формочках для украшения участка.
27. Опыт «Катитесь, шарики, по желобку»
Цели : формировать представление детей о том, что мячи и шары можно катать, учить наблюдать за поведением испытуемого предмета и передавать результаты наблюдений при помощи речи.
28. Опыт с глиной .
Цели : познакомить детей со свойствами сырой глины-мягкая, пластичная, хорошо мнется. Под воздействием рук легко меняет форму. Предложить подержать и помять глину в руках. Обогащать сенсорно-чувственный опыт детей .
29. Опыты с подкрашенной водой на участке-рисование на снегу.
Цели : расширять практический опыт детей .
30. Эксперименты со своей тенью.
Цели : познакомить детей с понятием «тень» . Обратить внимание на то, что тени от солнца повторяют контур отражаемого предмета.
31. Эксперимент «Куда исчез снег?»
Цели : расширять представление детей о свойствах снега, организовать наблюдение за его таянием (сначала снег становится рыхлым, а потом превращается в воду) .
32. Эксперимент :» Куда делась вода?»
Цели : показать детям, как губка впитывает воду. Предложить рассказать, что произошло. Куда исчезла лужица. Активизировать детское любопытство . Вызвать желание экспериментировать.
33. Эксперимент «Таяние сосульки» .
Цели : продолжать знакомить детей со свойствами воды, показать. Что в теплом помещении вода превращается в воду. Обратить внимание на то, что после таяния сосульки в образовавшейся воде есть песчинки и грязь, подвести к пониманию того, что в рот снег и лед (сосульки) нельзя.
34. Опыт : предложить потрогать стенки дома на солнечной стороне и теневой. Спросить, почему в тени стена холодная, а на солнце теплая. Предложить подставить ладошку солнышку, почувствовать. Как они нагреваются. Объяснить что в это время зима как бы борется с наступающей весной.
35. Опыты с солнцем : почему больно на него смотреть?-солнце стало более ярким.
36. Опыт «Свойства почвы»
Цели : освободить от остатков снега и прошлогодней листвы небольшой участок почвы, показать детям, что растительности еще нет, но почва хорошо увлажнена, что снег тает и влага уходит в землю. Продолжать знакомить с признаками весны.
37. Опыт » Легкий-тяжелый»
Цели : учить детей определять относительный вес предметов (перо, камень, воздушный шарик, металлическая ложка, опытным путем устанавливать , провалится ли он в снег.
38. Опыт «Как растут проталины?»
Цели : предложить детям найти проталины и установить рядом флажки, чтобы определить, растут ли они. Обсудить с детьми, как при помощи флажков мы сможем узнать, выросли проталины или нат. Развивать наблюдательность, познавательный интерес.
39. Опыт : запустить в ручей кораблик. Посмотреть как он намокнет. Спросить детей, почему он намокает.
40. Опыт : растереть и понюхать набухшие почки, проводить длительное наблюдение, за тем, как распускаются почки.
41. Опыт : намочить песок и понаблюдать с детьми, как он сохнет. Выстирать и повесить на солнце кукольное белье, понаблюдать, как оно будет сохнуть.
42. Игры-развлечения с водой «Водоплавающие игрушки»
Цели : в ходе игры обратить внимание на различные свойства воды, учить наблюдать за движением различных предметов в воде.
43. Опыт «Уголь и мел»
Цели : продолжать знакомить детей с различными природными материалами, показать, что мел и уголь- твердые материалы, но они легко крошатся, от кусочков угля и мела легко отделяются слои, поэтому ими можно рисовать. Мел оставляет белый цвет, а уголь-черный.