Иван купала история и народные традиции праздника. Ивана Купала: история, традиции, все что нужно знать о праздновании. Традиции и обычаи на Ивана Купала
Таинственный, веселый и свободолюбивый - все это об Ивана Купала. Ночь на Ивана Купала является одной из самых интересных и в то же время, мистической, когда сбываются многие приметы и в жизнь могут прийти чудеса. Об одном из самых интересных праздников лета мы и расскажем в нашей статье.
Ивана Купала: история и название праздника
Праздник Ивана Купала - один из самых древних на славянских землях, поэтому всю его историю проследить невозможно. Дело в том, что изначально Ивана Купала был праздником с уклоном в язычество - в этот день призывали духов для хорошего урожая и погоды, а также гадали на суженых. Кроме того, христианский праздник тесно связывают с языческим из-за процедуры омовения и очищения в воде, которое происходило в реках.
Но языческую «версию» встречали в день Солнцестояния - 20-22 июня.
Однако, до наших дней праздник дошел, как история о крещении Руси. Ивана Купала - это народный вариант имени Иоанна Крестителя, который сыграл важную роль в крещении Руси.
Именно христианский вариант праздника включал в себя разные развлечения на воде и венки, пущенные вниз по течению. Считалось, что так девушка привлечет суженого и вместе с ним - счастье в будущую семью.
Известно также, что в народе Ивана Купала называли Иванов день, Купала, Колосок, Ярилин день, Кокуй, Иван-травник, Сонцекрес, Купайло, Купалле, Іван Калдунски.
Дату, к слову, поменяли не зря - ведь отмечая его в ночь с 6 на 7 июля, празднование приблизили к одному из самых масштабных христианских праздников - Рождества Иоанна Предтечи.
Зачем прыгать через костер?
Один из главных атрибутов празднования Ивана Купала - это прыжки через костер, а также поиски цветущего папоротника. Но мы, для порядка, разберемся вначале с первым «развлечением».
В язычестве огонь является символом тепла и света, считается, что он может принести и счастье, и радость. А вот в христианстве огонь - очищение, огонь - спасение для души. Именно поэтому из языческого праздника прыжки через костер спокойно перешли в христианские.
Сегодня прыгать через костер - означает не только очиститься, но и показать свою «удаль», привлечь удачу, ведь удача, как известно, любит смелых!
Интересно и то, что в селах к костру обязательно должны были выйти все женщины, считалось, что если вы не выйдете - вас могли уличить в колдовстве. Ведь в эту ясную ночь в тени и воде прячутся лишь мистические и недобрые существа.
Через костер прыгали как в одиночку парни и девушки, так и пары, которые держались за руки. Считалось, что если молодые люди преодолевали костер, не отпуская рук друг друга, значит, им суждено быть вместе. Если руки размыкались, то это означало, что пара скоро расстанется.
Главные традиции праздника Ивана Купала
Обязательный атрибут номер один - купание на восходе солнца. Считается, что таким образом человек проходит своеобразную процедуру очищения - смывает с себя заболевания и укрепляет иммунитет. Купание происходило в различных местах - кто-то очищался в реках, кто-то готовил для этого баню.
Кстати, еще до восхода солнца или уже после заката, на реку приводили и скот. Считалось, что в эту ночь вода обладает целительными свойствами и может уберечь скот от смерти и болезней.
Потом наступала очередь огня. На возвышенностях или у рек разжигались костры. Иногда огонь добывался древним способом - трением дерева о дерево. Костры разжигали поздним вечером и зачастую жгли до самого утра.
Кроме того, в этот вечер и ночь молодые парни и девчата отправлялись искать возле воды и в лесу цветущий папоротник. Считалось, что тот, кто найдет мифическое растение - будет счастлив весь год и удачлив в жизни, ведь найти папоротник - считалось поймать удачу за хвост.
В нашей афише мы рассказали, как будут отмечать в Киеве.
Многие народы делили год на две половины - светлую и темную, теплую и холодную, летнюю и зимнюю. Дни летнего и зимнего солнцестояния были точками календарного отсчета и у славян. Зимние празднества, когда чествовали возрождающееся солнце, со временем преобразовались в , и . Летний языческий праздник после установления православного календаря стал Ивановым днем или днем Ивана Купалы. Отмечался он 24 июня по старому стилю, а по новому стилю приходится на 7 июля - в Рождество Иоанна Крестителя.
Значение слова «Купала» доподлинно неизвестно. По одной из версий, оно восходит к индоевропейскому корню «-кuр-» , обозначающему «кипеть, вскипать, страстно желать». Так, это слово может иметь несколько значений: костер, водоем и даже место, где собираются для празднования. Трактовки понятия Купалы связаны с огнем, символом жаркого летнего солнца, и водой, влагой, дарующей жизнь. Огонь и вода остаются главными атрибутами праздника Ивана Купалы и по сей день.
В ночь с Аграфены Купальницы на Ивана Купалу, то есть с 6 на 7 июля, народ повсеместно собирал росу, которой приписывались магические свойства. Люди верили: кто в эту ночь умоется росой, похорошеет и будет здоров весь следующий год. В одних регионах устраивались ночные купания, в других - заходить в реки опасались, ведь в эту ночь именинником был сам водяной. Разжигали высокие костры, через которые прыгали, чтобы очиститься купальским огнем.
Сохранилось множество купальских . Например, считалось: кто прыгнет через костер выше всех, у того будет самый счастливый год. Девушки пускали на воду венки и следили, чей тонул, а чей уплывал. В одних селах далеко уплывший венок означал скорое замужество, в других - долгую жизнь.
Старинные песни рассказывают историю «веночного» обряда - славянский вариант истории Ромео и Джульетты. Купала и Кострома были братом и сестрой, разлученными в детстве. Однажды взрослая Кострома гуляла по берегу реки. Ветер сорвал с ее головы венок. Проплывавший мимо на лодке юноша подобрал венок и вернул его Костроме. Лишь после свадьбы родители невесты поняли, что заезжий жених - это их потерянный сын Купала. В отчаянии молодые бросились в реку. Кострома превратилась в (мавку), а Купала погиб. В ответ на русалочьи мольбы боги сплели тела влюбленных в цветок купалу-да-мавку. Христиане назвали его иваном-да-марьей.
Иван-да-марью принято собрать как раз в купальскую ночь, когда все растения набирают невиданную силу. Поверья гласят, что, если разложить сорванные цветы ивана-да-марьи по углам избы, внутрь не смогут попасть воры: брат с сестрой будут меж собой разговаривать, а ворам будет казаться, что это хозяева шумят. По легенде, именно в эту ночь раз в году цветет папоротник. Наши предки заготавливали в ближайшие к празднику дни веники для бани, колючие растения (крапиву, шиповник, чертополох), чтобы защитить дом от дурного глаза, и все лечебные травы. При сборе растений говорили, например, так: «Земля-мати, благослови меня травы брати, и трава мне мати!» .
В некоторых регионах Центральной России Иванов день не был известен, зато в это же время отмечался Ярилин день. Ярилой называли праздничного персонажа наподобие . Это могло быть чучело, которое «хоронили», или ряженый, развлекавший народ непристойными шутками.
Этнографы считают, что восточнославянские купальские обряды лучше всего сохранились среди белорусов и украинцев, у русских же - в меньшей степени. Но если вам захочется почувствовать атмосферу древнего праздника молодости, любви и цветения, езжайте в эту ночь на природу. Умоетесь в росе, нарвете целебных трав и ягод, посоревнуетесь в прыжках через костер и встретите рассвет: говорят, в купальское утро «солнышко играет».
Иван Купала – праздник середины лета с древними традициями и обычаями. В этот день на Руси купались в озерах и реках, прыгали через костры и собирали целебные травы.
История праздника
До крещения славяне праздновали день летнего солнцестояния Купало или Солнцеворот – «поворот» солнца на убыль, который в 2019 году приходится на 21 июня.
С принятием христианства праздник приурочили к рождеству Иоанна Крестителя, который отмечается 7 июля, а дата празднования перестала совпадать с астрономическим солнцестоянием. Название праздника «Иван Купала» связано с еще одним именем Иоанна Крестителя – Купатель.
Ритуальное омовение водой и очищение огнем – главные традиции Иванова дня.
Традиции и обряды в ночь накануне Ивана Купалы
Ночь накануне Ивана Купалы – особенная. Обряды, проводившиеся в этот день, связаны с огнем, травами и водой: принято было разжигать костры на берегах рек и прыгать через них, водить хороводы, купаться, собирать травы, плести венки и гадать.
На Купалу ведьмы, оборотни, колдуны, русалки, лешие и водяные становятся особенно опасными, поэтому спать в эту ночь нельзя.
Купания в озерах и реках
Одна из главных традиций праздника — купание в озерах и реках. Вода в водоемах на Купалу становится целебной, приобретает особые, магические свойства.
Кроме того, в купальскую ночь из озер и рек выходят русалки и водяные, поэтому до 2 августа, Ильина дня, можно купаться без опаски.
На рассвете принято было умываться утренней росой.
Очищающий огонь
На закате разжигали костры у реки или на высоком холме, водили хороводы, пели песни, плясали, играли в игры. Славяне верили, что на Купалу огонь приобретает целительную очищающую силу, снимает порчу и отгоняет нечисть.
В ночь накануне Иванова дня выбирали себе пару. Парни и девушки обменивались венками и прыгали, взявшись за руки, через костер. Если вслед паре полетят искры, и их руки не разъединятся во время прыжка – значит быть в скором времени свадьбе. Смотрели, кто выше прыгнет – тот будет счастливее.
Целебные травы
Травы в ночь на Ивана Купалу обретают волшебную силу: становятся особенно целебными, дают здоровье и жизненную энергию, защищают от нечисти.
Ивановские травы собирали ночью или на рассвете по росе, сушили и пользовались ими весь год.
Один из символов Иванова дня – цветок Иван-да-Марья. По старинному поверью, сок, выжатый из этого растения, возвращает слух и потерянный ум. Собранные в купальскую ночь цветы Иван-да-Марьи клали в углы комнат для того, чтобы воры не входили в дом.
Большой силой для защиты от нечисти обладала полынь: ее сушили и развешивали в доме, вплетали в венки и носили на поясе. Для отпугивания ведьм, которые становились особо опасными в Иванову ночь, раскладывали на пороге и подоконниках в доме крапиву.
Цветок папоротника
По легенде, в ночь накануне Ивана Купалы расцветает папоротник: из центра куста показывается цветочная стрелка с бутоном, похожим на горячий уголь, а ровно в полночь на мгновение показывается огненный цветок. Если его сорвать – можно приобрести способность видеть клады, зарытые в земле, понимать язык животных, открывать все замки, просто приложив к ним цветок, обрести дар предвидения, принимать любой облик и становиться невидимым.
Охотнику за цветком следует очертить вокруг себя освященным ножом круг и дожидаться полуночи. Сорвать цветок папоротника трудно, так как лесная нечисть этому всячески препятствует: окликает, зовет знакомым голосом, шумит. Отзываться или поворачиваться ни в коем случае нельзя – можно лишиться жизни. Добыв цветок, нужно спрятать его за пазуху и бежать, не оглядываясь назад.
Гадания и поверья
На Ивана Купалу девушки плетут венки, втыкают в них свечи, пускают по воде и гадают. Если венок не утонет, а поплывет — значит ждет скорое замужество. Самой счастливой станет та, чей венок дольше продержится на воде, а у кого дольше всех прогорит свеча – тот проживет самую долгую жизнь.
В полночь, не глядя, нужно собрать пучок трав и положить под подушку, а утром проверить – набралось ли двенадцать разных растений. Если набралось – быть в этом году замужеству. Еще под голову кладут подорожник, который в старину называли трипутником, приговаривая «Трипутник-попутник, живёшь при дороге, видишь малого и старого, скажи моего суженого!»
По поверью, можно ожидать исполнения желания, если на Иванов день перелезть через заборы двенадцати огородов.
Считается, что тот, кто примет участие в праздновании дня Ивана Купалы, обязательно найдет свое счастье и любовь.
Иван Купала (Иванова ночь, Иванов день) — один из главных праздников календаря славян, совпадающий с Рождеством Иоанна Крестителя. После перехода на новый стиль праздник приходится на 7 июля, точнее, в ночь на 7 июля. Некоторые европейские страны отмечают Иванов день или День святого Ивана (подобие Ивана Купалы) по старому стилю, в дни летнего солнцестояния — с 20 по 26 июня.
Купальский праздник издревле был одним из самых ярких и почитаемых у восточных славян. Его языческий характер сохранялся на протяжении веков. Значимость праздника обуславливалась тем, что отмечался он на рубеже двух периодов солнечного годового цикла, который лежал в основе древнего земледельческого календаря. Это было время наивысшей солнечной активности с последующим изменением движения солнца по небосводу, которое, как полагал народ, поворачивало или "сдвигалось" на зиму. В результате такого "сдвига" светило в последующие месяцы календарного года постепенно "угасало": день становился короче, а ночь длиннее.
В христианском мировоззрении образ "уходящего" солнца стал восприниматься как символ Иоанна Предтечи, дата рождения которого совпадала с днем летнего солнцеворота. В восточной и западной традициях святой наделялся такими эпитетами как свет, светоч, предшествующий Солнцу, соотносимому с образом Иисуса Христа.
В рамках народного календаря Иван Купала образовывал единый праздничный цикл вместе с днями Аграфены Купальницы (6 июля) и святых апостолов Петра и Павла (Петров день, 12 июля).
Купальские праздники совершались во времена язычества в честь Бога Солнца, супругой которого была светоносная Заряда, Заря-зарница, красная девица.
На это время приходился период наивысшего расцвета природы: солнце находилось в зените, растительность достигала пика цветения, начиналось созревание плодов; день считался самым длинным в году, а ночь — самой короткой. В сознании крестьян магическая сила огня, воды, земли, растительности была в этот период настолько велика, что им приписывали охранительные, очистительные, продуцирующие, целебные свойства. Приобщение к этой силе обеспечивало удачу на год.
В то же время календарный период, на который приходились купальские праздники, считался наиболее "опасным" (наравне со Святками): по поверьям, в это время активизировались потусторонние силы. Особенно страшной в глазах крестьян была купальская ночь; она же являлась апогеем праздника, так как именно в это время совершались основные обрядовые действия.
Купальский праздник связан с природными стихиями — огнем, выступающим обычно в двух ипостасях: земной и небесной (солнце), и водой.
Тема огня в купальской традиции выражена в ритуалах возжигания купальских костров и в широко распространенном поверье, согласно которому солнце в этот день "играет", "купается". Старики с помощью трения сухих палочек добывали "живой огонь", разводили костры, в середину которых ставили шест с укрепленным на нем горящим колесом — символом солнца.
Омовение водой представляло собой массовые купания людей в водных источниках, умывание или обмывание водой или росой, мытье в банях, обливание водой.
Обряды с водой могли совершаться ночью, на рассвете, в перерыве между церковными службами — утренней и обедней. Повсеместно бытовало представление об оздоровляющем действии купальского омовения. Человек, отказавшийся купаться, подозревался в колдовстве.
Популярны были также поверья и ритуалы, связанные с растительным миром. Люди опоясывались перевязями из цветов, на голову надевали венки из трав. Водили хороводы, пели песни.
Повсеместно были распространены рассказы о необычных явлениях, происходивших в это время с растениями, об их чудодейственной силе. Знающие и опытные люди, а особенно деревенские лекари и знахари, в Иванову ночь собирали целебные коренья и травы на весь год. Представление о том, что травы в Иванов день имеют особую силу, благотворно влияющую на здоровье людей, нашло отражение в обычае заготавливать банные веники именно с Ивана Купалы.
Традиционное действо в ночь на Ивана Купалу — поиск цветущего папоротника . Папоротник считался одним из самых загадочных, колдовских растений. По народным поверьям, цветущий папоротник не только исполняет сокровенные желания, но и помогает отыскивать клады.
Считалось, что не только цветок папоротника обладает волшебством, но и расцветающая перелет-трава. Перелет-трава, по народному поверью, может переносить за тридевять земель. А если в ночь на Ивана Купалу сорвешь одолень-траву, то не страшны тебе будут враги.
Праздник Ивана Купалы повсеместно считался праздником молодежи и молодых пар. Парни, как правило, объединялись на время купальской ночи в группы, которые ходили по деревне, шумели и буянили, заваливали хозяйственным инвентарем и дровами, хранящимися во дворе, ворота и двери, закладывали трубы.
В этот день примечали: сильная роса на Ивана — к урожаю огурцов, на Иванову ночь звездно — много будет грибов.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
Праздник Иван Купала известен каждому, а ведь свое начало он берет с языческих времен, еще до принятия людьми христианства. Иван Купала окутан волшебными обрядами, интересными традициями, а также гаданиями. В современном мире праздник Иван Купала отмечается с хороводами, жжением костра, а также выступлениями творческих коллективов.
Но от куда точно пришел к нам такой праздник и как все-таки правильно его отмечать? В данной статье вы сможете найти ответы на эти вопросы, а также узнать в какой день празднуется Иван Купала и какие его главные традиции.
История возникновения
Праздник Иван Купала изначально был языческим праздником, в который люди омывали свое тело в надежде на избавление от болезней. Он также имел другие названия такие как: Ярилин день, Солнцекрест, Духов день.
А вот древние славяне отмечали праздник Иван Купала как праздник Солнца, который часто связывали с летним солнцестоянием 20-22 июня.
Когда было принято Христианство, праздник стал считаться как величайший праздник православной церкви, как обряд очищения. Дата праздника тоже изменилась и стала отмечаться 7 июля, потому как именно в этот день родился пророк Иоанн Предтеча, по-другому известен нам как Иоанн Креститель. Именно Иоанн предсказал скорое предшествие Мессии – Иисуса Христа, которого он после крестил в водах реки Иордан. Именно в момент Крещения на Иисуса Христа спустился Святой Дух в виде голубя. Также, о , вы сможете прочитать здесь.
Традиции и обряды
Было поверье что в ночь Иван Купала оживает вся нечисть, поэтому нельзя было ложиться спать. Многие жители деревень и сел прятали своих лошадей, из-за поверья, что ведьмы воруют их и ездят на них по ночному лесу.
Плетение венков
Главной традицией праздника является плетение венков из цветов. Такие венки молодые девушки пускали по воде и куда венок прибило, значит там был их будущий муж. А если пускали венок и он тонул, то значит жених разлюбил и выберет себе в жены другую.
Венки обычно плели из полевых цветов, а один особенный венок, девушка должна была надеть на голову своего избранника.
Символы огня и прыжки через костер
Люди в такую ночь водят хороводы, поют песни, а также жгут костры. В стародавнее время в такие костры вкладывали определенный смысл. Если было горящее колесо на шесте, это символизировало солнце и плодородие.
Обязательным обрядом считалось прыгать через костер. И кто прыгнет выше и не заденет огня, тот будет более счастливым в нынешнем году. Также в кострах сжигали белье, чтобы болезни уходили. Муж и жена, а также влюбленные пары, прыгали через костер вместе, это должно было укрепить их отношения. Также между кострами водили скотину, чтобы дым от костров очистил животных, и они ничем не болели в течение следующего года, а также были более плодородными. Костры также символизировали защиту от нечисти, которая оживала в эту ночь.
Купания
Многие люди купались в чистой, речной воде в надежде омыть себя от болезней. А другие обрызгивали встречных водой, чтобы не только вылечить тело от болезней, но и очистить душу от грехов. В тех селах или деревнях, где не было речки, люди топили бани и парились там как можно дольше.
Из-за того, что вода в реках и озерах считалась священной в ночь Иван Купала, все костры и жгли вдоль них. Кстати, искупаться в воде нужно было до рассвета, а на рассвете девушки собирали росу и умывали ею лицо.
Купальское дерево
Часто для праздника Иван Купала использовалось молодое дерево, которое обычно наряжали цветными, яркими лентами. Местные девушки могли добавить на дерево фрукты, траву, венки, а после уносили дерево за пределы жилища и вонзали в землю поля.
Вокруг такого деревца, затем водили хороводы и пели песни. А дерево используемое для такого обряда, могло быть кленом, березой, вербой, елью, а также яблоней.
Поверья
По традиции многие девушки и парни искали в ночь Иван Купала в лесу папоротник, который расцветал лишь в ту ночь. Если такой цветок был найден, то человеку это сулило большое богатство, а также исполнение всех желаний.
Также после праздника на другой день многие жители приносили на пастбища освещенную веточку вербы. Считалось, что священная верба не допустит к коровам ведьм, которые отбирали у них молоко. Также вешали в хлеву крапиву, а в столы втыкали острые предметы.
Если вдруг какая-либо девушка или женщина в ночь Иван Купала не подойдет к костру, то означало, что она ведьма.
Интересным поверьем считалось в такую ночь найти траву Иван-да-Марья и отжав их сок, выпить. Такой сок давал людям здоровье, мог вернуть утерянный слух. Ведь такая трава по поверью олицетворяла настоящую любовь.
Гадания
Чтобы увидеть во сне своего суженного, девушки ложились спать, а под подушки клали букет из чертополоха и папоротника. А чтобы узнать имя своего будущего мужа, в полночь девушки спрашивали у первого встречного мужское имя, и какое имя человек скажет, такое имя и будет у будущего мужа.
Также девушки загадывали желание и смотрели на лошадь. Если лошадь ударит левым копытом – желание сбудется, правым – желание сбудется, но чуть позже. А вот если лошадь заржет, то значит к счастью, а голову опустит – то жди неприятности в любви.
На закате в воду бросали камень, если кругов от камня было четное количество, то желание сбудется, если нет, то не сбудется.
Девушки срывали ветви березы и прятали их за спину. Обычно таких веточек было семь штук. Затем их поочередно вытаскивали из-за спины и если ветка попадалась красивой, ровной – то и год будет успешным. А вот если веточка была бугристой или кривой – то значит жди беды.
Любая девушка или женщина могла загадать желание и сорвать одуванчик. Затем со всей силы дунуть на него и, если пушинки разлетятся, значит желание сбудется в текущем году. А вот если половина останется, то значит желание исполнится, но стоит подождать. Бывало такое, что пушинки остаются на месте, значит желание к сожалению, не исполнится совсем.
Сбор лечебных трав
В ночь Иван Купала многие собирали лечебную траву, которая только в эту ночь приобретала просто волшебную силу. Многие девушки и парни, даже взрослые мужчины отправлялись на «охоту» за волшебными цветами и травами.
Арарат трава
Если такой цветок сможет найти человек и срезать его себе, то он обретает власть над нечистью. Потому как нечисть в ту ночь стережет все растения. И только храбрый и мужественный мужчина, смог срезать такой цветочек.
Разрыв трава
По приданию разрыв-трава в ночь Иван Купала, могла дать человеку, который найдет ее во время огненного цветения, невидимость. А также другую власть над замками, преградами и заветами. Но найти такую траву было не просто. Сначала нужно было в темном и заросшем месте на пустыре косить траву, до тех пор, пока не сломается коса, а после взять накошенное сено и выбросить в реку. Вся лишняя солома утонет, а вот разрыв трава поплывет против течения.
Плакун трава
Плакун трава по старым поверьям обладала магической силой делать человека незаметным, оберегать человека от нечисти, а также давала власть над нечистью.
Одолень трава
По-другому данный вид называется – белая кувшинка. Чтобы правильно сорвать такой цветок, его нужно было выкопать из ила, приговаривая при это заветные слова. Белая кувшинка давала человеку мощный оберег от нечисти.
Поздравление на Иван Купала
Современный праздник Иван Купала
В современном мире праздник Иван Купала празднуется не столь масштабно как раньше, но все же соблюдаются некоторые традиции. В особенности на поселках жители отмечают праздник Иван Купала разжиганием костров, а также традиционными прыжками через него. Девушки гадают на воде и пускают в ночь по реке венки, в которые часто вставляют свечки.
А в городе работают ярмарки, выступают народные, творческие коллективы и поются обрядовые песни в честь праздника Иван Купала. Люди объединяются и водят хороводы вокруг нарядной Марены. Кто не смог посетить праздник, гадают дома на воде, на букетах, венках, а также на зеркале. А еще обливаются дома водой, стараясь успеть до рассвета.
- Кризис семи лет Позитивные признаки кризиса семи лет
- Крутые эскизы тату на предплечье мужские
- Шампунь хорс форс лошадиная сила для роста и укрепления волос с кератином на основе овсяных пав Как использовать шампунь лошадиная сила
- Организованная образовательная деятельность по аппликации в младшей группе "открытка для мамы" Открытка с тюльпаном из бумаги